Администрация Питкярантского муниципального района.
- О городе и районе -
- История района - Природа района - Новости - Схема города - Карта сайта -
Главное меню
Главная страница сайта
Выборы 2017
Государственные полномочия
Земельные участки
Инвестору
Муниципальное имущество
Муниципальный заказ
Муниципальные услуги
Национальные проекты
Новости
Нормативные документы
Отдел Полиции
Открытые данные
Проекты муниципальных программ
Публичные слушания
Развитие коммунальной инфраструктуры
Экономика района
Контакты
2017 - Год Гражданской обороны
Учредительные документы
Положение об администрации
Положение о Финансовом Управлении
Регламент Совета
Устав Питкярантского муниципального района





Забыли пароль?
Кто он-лайн
Сейчас на сайте:
Гостей - 474
Посетителей
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня105
Опрос
Как Вы оцениваете работу Администрации района?
 
Качество предоставления услуг в сфере культуры в районе.
 

Бесплатная Газета Вся Карелия - Вездеход

Отчет о работе КСУ за 4 квартал 2017 года Версия для печати Отправить на e-mail
Написал КСУ   
Monday, 04 December 2017 15:19

 

 

ОТЧЕТ

о работе Контрольно-счетного управления Питкярантского муниципального района за IV квартал 2017 года.

 

Контрольно-счетное управление Питкярантского муниципального района сообщает, что с 01.10.2017 г. по 04.12.2017 г. Управлением проведена следующая работа во исполнение полномочий Контрольно-счетного управления:

1. подготовлена и сдана бюджетная и бухгалтерская отчетность за 9 месяцев 2017 года, включающая следующие формы:

1) отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);

2) отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);

3) сведения о количестве подведомственных участников бюджетного процесса, учреждений и государственных (муниципальных) предприятий (ф. 0503161);

4) сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169);

5) сведения об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177);

6) справочная таблица к отчету об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ (ф. 0503387);

7)отчет о расходах и численности работников органов местного самоуправления и избирательных комиссий муниципальных образований (ф. 14МО) с пояснительной запиской;

8) в ФНС: расчет 6-НДФЛ за 3 кв. 2017 г., декларация по НДС за 3 кв. 2017 г., декларация по налогу на прибыль за 3 кв. 2017 г.; расчет по страховым взносам за 3 кв. 2017 г.; в ПФР: отчет СЗВ-М за сентябрь, октябрь, ноябрь 2017 г.; ФСС: расчет 4-ФСС за 3 кв. 2017 г.;

2. внесены изменения в показатели бюджетной росписи расходов и лимиты бюджетных обязательств Управления на 2017 год, бюджетную смету Управления, штатное расписание Управления на 2017 год;

3. подготовлены и направлены в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия отчеты по форме федерального статистического наблюдения за 3 кв. 2017 год №№ П-4, 1-Т (ГМС), П-5(м), С-1(мес) (за сентябрь, октябрь, ноябрь);

4. подготовлены и направлены в Государственный контрольный комитет Республики Карелия сведения о ходе реализации мер по противодействию коррупции за 9 месяцев 2017 года;

5. подготовлен ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и размещен на сайте ГАС «Управление»;

6. подготовлен проект Подпрограммы «Развитие внешнего муниципального финансового контроля в Питкярантском муниципальном районе на 2016 – 2020 г.г.» муниципальной программы «Управление муниципальными финансами в Питкярантском муниципальном районе на 2016-2020 годы». В целях перехода в полном объеме к программному методу бюджетного планирования проект направлен в администрацию и финансовое управление для подготовки внесения изменений в муниципальною программу «Управление муниципальными финансами в Питкярантском муниципальном районе на 2016-2020 годы»;

7. подготовлена и утверждена номенклатура дел КСУ на 2018 год;

8. подготовлен проект Плана работы Управления на 2018 год;

9. проведено 3 экспертно-аналитических мероприятия в соответствии с утвержденным Планом работы Управления на 2017 год - экспертиза проектов решений Совета Питкярантского муниципального района «О внесении изменений в решение Совета Питкярантского муниципального района «О бюджете Питкярантского муниципального района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», по результатам экспертиз подготовлены заключения, направлены в Совет Питкярантского муниципального района, размещены на сайте администрации;

10. проведено экспертно-аналитическое мероприятие в соответствии с утвержденным Планом работы Управления на 2017 год - мониторинг исполнения бюджета Питкярантского муниципального района за 9 месяцев 2017 года, по результатам которого подготовлено заключение, направленное в Совет Питкярантского муниципального района, администрацию Питкярантского муниципального района, размещенное на сайте администрации. По результатам ЭАМ КСУ выработаны следующие предложения:

Выводы: 1. По результатам проверки отчёта об исполнении бюджета Питкярантского муниципального района за 9 месяцев 2017 года Контрольно-счетное управление Питкярантского муниципального района считает, что отчёт об исполнении бюджета Питкярантского муниципального района в представленном виде является достоверным. 2. Представленный отчет соответствует нормам бюджетного законодательства Российской Федерации. Предложения и замечания: Главным распорядителям средств местного бюджета обратить внимание на неравномерность исполнения местного бюджета за 9 месяцев 2017 года.

11. проведено экспертно-аналитическое мероприятие в соответствии с утвержденным Планом работы Управления на 2017 год - Финансово-экономическая экспертиза проекта решения Совета Питкярантского муниципального района «О бюджете Питкярантского муниципального района на 2018 и на плановый период 2019 и 2020 годов», в том числе экспертиза обоснованности показателей (параметров и характеристик) местного бюджета.

Выводы по результатам ЭАМ:

1). Характерными особенностями проекта решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов являются:

-формирование местного бюджета на 2018 – 2020 годы в условиях снижения большинства экономических показателей по сравнению с параметрами утвержденного решения о бюджете на 2017 год и плановый период;

- проведение мер бюджетной консолидации, в том числе по мобилизации доходов, оптимизации расходов и повышения их эффективности.

2). Одновременно с проектом решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов представлен Прогноз социально-экономического развития Питкярантского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, который не содержит вариативности развития и выбор одного из вариантов социально-экономического развития района, что не соответствует принципам результативности и эффективности стратегического планирования, которые означают, что выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов в соответствии с документами стратегического планирования.

2.1). Информация, содержащаяся в Предварительных итогах социально-экономического развития Питкярантского муниципального района за 9 месяцев 2017 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития Питкярантского муниципального района за 2017 год по большинству разделов представлена только за 9 месяцев 2017 года. Ожидаемые итоги за 2017 год отсутствуют. Кроме того, информация об итогах за 9 месяцев 2017 года представлена в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а не в сравнении с теми показателями, которые были приняты за основу при утверждении бюджета на 2017 год. Таким образом, отсутствует отражение результатов реализации задач в текущем периоде, поставленных целей.

2.2). Согласно п. 4 ст. 173 БК РФ Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода. В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.

В нарушение требований п. 4 ст. 173 БК РФ в Пояснительной записке к основным экономическим показателям не приводится сопоставление параметров с ранее утвержденными, в т.ч. с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.

2.3). Постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 13.11.2014 г. № 1168-н утвержден Порядок разработки прогноза социально-экономического развития Питкярантского муниципального района. Порядком не установлен перечень документов, прилагаемых к Прогнозу социально-экономического развития Питкярантского муниципального района. В рамках проведения настоящего экспертно-аналитического мероприятия в Контрольно-счетное управление вместе с Прогнозом социально-экономического развития Питкярантского муниципального района представлены следующие документы: 1) предварительные итоги социально-экономического развития Питкярантского муниципального района за истекший период и ожидаемые итоги за текущий финансовый год; 2) пояснительная записка к Прогнозу социально-экономического развития Питкярантского муниципального района.

Контрольно-счетное управление считает необходимым внести изменения Порядок разработки прогноза социально-экономического развития Питкярантского муниципального района, утвержденный постановлением администрации от 13.11.2014 г. № 1168-н, дополнив Порядок пунктом 1.5., содержащим сведения о составе документов прогноза социально-экономического развития Питкярантского муниципального района.

2.4). Согласно ст. 174.1 БК РФ доходы бюджета должны прогнозироваться на основе прогноза социально-экономического развития территории. Изменение основных экономических показателей прогноза социально-экономического развития Питкярантского муниципального района в соответствие с решениями Совета Питкярантского муниципального района о внесении изменений в бюджет Питкярантского муниципального района в 2017 году не осуществлялось.

Предварительные итоги социально-экономического развития Питкярантского муниципального района за 9 месяцев 2017 года, представленные с проектом решения, указывают на неустойчивую динамику развития, в экономической сфере на фоне снижения реальных располагаемых денежных доходов населения.

2.5). Основным налоговым источником доходов местного бюджета является налог на доходы физических лиц, который по оценке в 2017 году составит 86 % от общей суммы налоговых поступлений. Согласно ст. 174.1 БК РФ расчет прогнозных поступлений доходов бюджета должен основываться на прогнозе социально-экономического развития территории. В расчете прогнозного поступления налога на доходы физических лиц участвует показатель Прогноза - «фонд заработной платы с учетом необлагаемой его части». В представленном Прогнозе после снижения данного показателя в 2017 году по отношению к 2016 году на 16 % ожидается его увеличение на 4 - 5 % к предыдущему году прогнозируемого периода 2018-2020 годов.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 реальная заработанная плата к 2018 году должна возрасти в 1,4 - 1,5 раза. В представленном Прогнозе не заложены показатели по доведению реальной заработной платы до целевого уровня, что не способствует обеспечению выполнения Указа Президента Российской Федерации.

2.6). В целях улучшения качества прогнозирования в условиях реализации программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета должны быть повышены требования к качеству прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и на плановый период. Этот прогноз должен не только с большой степенью надежности определять исходные условия для разработки проекта местного бюджета, но и иметь целевой характер, то есть отражать результаты реализации поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе, что является критерием эффективности проводимой социально-экономической политики и качества муниципальной системы прогнозирования.

По мнению Контрольно-счетного управления, подготовка прогнозов социально-экономического развития Питкярантского муниципального района на среднесрочный период должна осуществляться в тесной взаимоувязке со Стратегией социально-экономического развития Питкярантского муниципального района, Программой социально-экономического развития Питкярантского муниципального района, Прогнозом социально-экономического развития на долгосрочный период и бюджетным прогнозом на долгосрочный период. Для этого необходимо документы стратегического планирования привести в соответствие с нормами Федерального закона от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ.

2.7). Одновременно с проектом решения администрацией Питкярантского муниципального района представлены Основные направления бюджетной и налоговой политики Питкярантского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Согласно основным направлениям бюджетной и налоговой политики Питкярантского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годы, решение задач социально-экономического развития в 2018-2020 годах будет осуществляться в условиях, призванных обеспечить сбалансированность при сохранении экономической стабильности и устойчивость бюджета Питкярантского муниципального района при обеспечении исполнения приоритетных расходных обязательств Питкярантского муниципального района. Несмотря на стратегическую важность указанных документов в бюджетном процессе не установлены единые требования, определяющие их структуру и содержание, что не обеспечивает должное качество подготовки и согласованность документов. В них не содержатся мотивы принятия тех или иных решений, цели, на достижение которых они направлены, а также риски реализации отдельных положений, приводящих, в том числе к выпадающим доходам бюджетов и возможным социальным и экономическим последствиям.

2.8). Реестр источников доходов бюджета Питкярантского муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов необходимо сформировать в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 868 в сроки установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 868.

3). Проект бюджета Питкярантского муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов сформирован с объемом доходов на 2018 год в сумме 393760,3 тыс. руб., на 2019 год - 354540 тыс. руб., на 2020 год – 345805,4 тыс. руб. Объем расходов сформирован на 2018 год в сумме 405760,3 тыс. руб., на 2019 год - 361180 тыс. руб., на 2020 год - 345805,4 тыс. руб. Дефицит бюджета сформирован на 2018 год в сумме 12000 тыс. руб., на 2019 год - 6640 тыс. руб., на 2020 год - 0 тыс. руб.

Динамика основных параметров проекта бюджета Питкярантского муниципального района свидетельствует о снижении доходов и расходов по сравнению с ожидаемым исполнением бюджета Питкярантского муниципального района за 2017 год.

Снижение прогнозируемого объема доходов бюджета Питкярантского муниципального района к уровню 2017 года в 2018 году составляет 64775,7 тыс. рублей, в 2019 году – 103996 тыс. руб., в 2020 году – 112730,6 тыс. руб. или на 14 %, 23 %, 25 % соответственно.

Структура доходов проекта бюджета Питкярантского муниципального района выглядит следующим образом:

2018 год

налоговые и неналоговые доходы – 32,7 процента;

безвозмездные поступления - 67,3 процента.

2019 год

налоговые и неналоговые доходы – 37,5 процента;

безвозмездные поступления - 62,5 процента.

2020 год

налоговые и неналоговые доходы – 39,9 процента;

безвозмездные поступления - 60,1 процента.

Объем безвозмездных поступлений из бюджетов другого уровня планируется в 2018 году в объеме 264873,3 тыс. руб., в 2019 году – 221709 тыс. руб., в 2020 году – 207946,4 тыс. руб. с уменьшением по сравнению с планом 2017 года в 2018 году на 51454,7 тыс. руб. или на 16 %, снижение в плановом периоде произошло в 2019 году - на 43164,3 тыс. руб. или на 16,3 %, в 2020 году - на 13762,6 тыс. руб. или 6,2 % к уровню предыдущего года.

Проект бюджета Питкярантского муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов сформирован в условиях распределения дотации из бюджета Республики Карелия бюджету Питкярантского муниципального района в объеме 35087 тыс. руб. в 2018 году, 23576 тыс. руб. в 2019 году и 20677 тыс. руб. в 2020 году.

При формировании проекта бюджета в условиях сокращения объема прогнозируемых доходов планируется снижение расходов в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов по сравнению с ожидаемым исполнением за 2017 год.

Расходы бюджета Питкярантского муниципального района на 2018 год запланированы в объеме 405760,3 тыс. руб., на 2019 год - в объеме 361180 тыс. руб., на 2020 год - в объеме 345805,4 тыс. руб., что составляет 86,6 %, 77,1 %, 73,8 % к уровню ожидаемого исполнения за 2017 год (468701 тыс. руб.) соответственно.

Приоритетными направлениями расходов бюджета Питкярантского муниципального района будут являться расходы, направляемые на образование (2018 - 70,4 %; 2019 – 70,8 %; 2020 - 69,9 %), социальную политику (2018 – 12 %; 2019 – 10 %; 2020 – 10 %), общегосударственные вопросы (2018 – 7 %; 2019 – 7,1 %, 2020 - 7,1 %), физическую культуру и спорт (2018 – 4,8%; 2019 – 4,8 %; 2020 - 4,7 %). Их общий удельный вес в расходах бюджета Питкярантского муниципального района в 2018 году составит 94,2 %, в 2019 году – 92,7 %, в 2020 году – 91,7 %.

Проект бюджета Питкярантского муниципального района частично сформирован на 2018 год в программной структуре расходов по 9 муниципальным программам. Расходы на реализацию программ охватили в 2018 году 97 % от общих расходов местного бюджета, на 2019 - 2020 годы – 96 % и 94 % соответственно.

В проекте бюджета не предусмотрено привлечение бюджетных кредитов из бюджета Республики Карелия. Кредиты кредитных организаций в проекте бюджета предусмотрены на 2018 год в объеме 44375 тыс. руб., на 2019 год – 55565 тыс. руб., на 2020 год – 61525 тыс. руб. Возврат бюджетных кредитов планируется в 2018 году в объеме 7375 тыс. руб., в 2019 году – 4550 тыс. руб., в 2020 году – 5960 тыс. руб., кредитов кредитных организаций в 2018 году - 25000 тыс. руб., в 2019 году - 44375 тыс. руб., в 2020 году – 55565 тыс. руб.

Контрольно-счетное управление обращает внимание, что представленным проектом решения не планируется в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов, привлекать в местный бюджет бюджетные кредиты, что не способствует сокращению расходов на обслуживание муниципального долга.

Доля заимствований в общем объеме расходов бюджета в 2018 году составит 10,9 %, в 2019 году – 15,4 %, в 2020 году – 17,8 %

Верхний предел муниципального долга в 2018 году составит 59285 тыс. руб., на 2019 год - 65925 тыс. руб. и на 2020 год – 65925 тыс. руб. Удельный вес муниципального долга в общем объеме доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений увеличится с 33,3 % в 2017 году до 47,8 % к 01.01.2021 года.

Расходы на обслуживание муниципального долга на 2018-2020 годы спроектированы в объеме 3262 тыс. руб. или 0,8 % от общего объема расходов, 2936 тыс. руб. или 0,8 % от общего объема расходов, 2700 тыс. руб. тыс. руб. или 0,8 % от общего объема расходов соответственно.

Прогнозируемые расходы, связанные с погашением и обслуживанием муниципального долга остаются значительными. Объем расходов на погашение и обслуживание муниципального долга в процентах к общему объему заимствований составит в 2018 году 80,3 %, в 2019 году - 93,3 %, в 2020 году – 104,4 %.

3.1). В соответствии с проектом доходы местного бюджета в 2018 году составят 393760,3 тыс. руб., в том числе налоговые доходы – 106637 тыс. руб., или 27 % объема доходов местного бюджета, неналоговые доходы – 22250 тыс. руб. или 5,7 %, безвозмездные поступления – 264873,3 тыс. руб. или 67,3 %).

В 2019 году доходы местного бюджета составят 354540 тыс. руб., в том числе налоговые доходы – 110854 тыс. руб., или 31,3 % объема доходов местного бюджета, неналоговые доходы – 21977 тыс. руб. (6,2 %), безвозмездные поступления – 221709 тыс. руб. (62,5 %).

В 2020 году доходы местного бюджета составят 345805,4 тыс. руб., в том числе налоговые доходы – 115225 тыс. руб. или 33,3 % объема доходов местного бюджета, неналоговые доходы – 22634 тыс. руб. (6,6 %), безвозмездные поступления – 207946,4 тыс. руб. (60,1 %).

Формирование прогнозируемого объема доходов на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов осуществлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Доходы местного бюджета спрогнозированы в условиях действующего на день внесения проекта о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов в представительный орган местного самоуправления муниципального района - Совет Питкярантского муниципального района законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, иного законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Карелия и муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Питкярантского муниципального района, устанавливающих неналоговые доходы местного бюджета.

Доходы проекта бюджета Питкярантского муниципального района на 2018 год предусмотрены в объеме 393760,3 тыс. руб., что ниже ожидаемого уровня текущего 2017 года на 64775,7 тыс. руб., или на 14 %. Снижение доходов бюджета в 2018 году по сравнению с 2017 годом произошло за счет планируемого снижения поступлений неналоговых доходов на 15268 тыс. руб. или на 41 %, а также снижения безвозмездных поступлений на 51454,7 тыс. руб. или на 16 %.

В плановом периоде также прогнозируется снижение объемов доходной части местного бюджета к предыдущему году:

в 2019 году на уровне 90 % к предыдущему году, при этом в абсолютном выражении отклонение составит 39220,3 тыс. рублей;

в 2020 году – 98 % к предыдущему году, в абсолютном выражении – 8734,6 тыс. руб.

В 2020 году по сравнению с 2017 годом доходы бюджета уменьшатся на 112730,6 тыс. руб., или на 25 %.

Анализ структуры доходов бюджета Питкярантского муниципального района свидетельствует о планируемом снижении объема ожидаемого исполнения по налоговым доходам в 2017 году по сравнению с показателями 2016 года. В 2018 году планируется снижение неналоговых доходов и безвозмездных поступлений, увеличение налоговых доходов по отношению к показателям, ожидаемого исполнения за 2017 год. В плановом периоде наблюдается постепенное увеличение к 2020 году объема налоговых доходов и снижение объема прогнозируемого поступления безвозмездных поступлений. Доходы от неналоговых доходов запланированы со снижением объемов поступлений в 2019 году и увеличением в 2020 году.

Удельный вес налоговых доходов в общем объеме доходов бюджета в 2017 году по сравнению с 2016 годом уменьшится на 5 % и составит 23 % (в 2016 году – 28 %). В 2018 году удельный вес налоговых доходов составит 27 % (рост на 4 процентных пункта к 2017 году), в 2019 году – 31 % (рост на 4 процентных пункта к 2018 году), в 2020 году - 33 % (рост на 2 процентных пункта к предыдущему году).

Основную долю в составе налоговых доходов в 2018 - 2020 годах занимает налог на доходы физических лиц: в 2018 г. – 88 % (94100 тыс. руб.), в 2019 г. – 88 % (97864 тыс. руб.), в 2020 г. – 88 % (101778 тыс. руб.).

Удельный вес неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета в 2018 и 2019 годах по сравнению с 2017 и 2016 годами (по 8%) уменьшится на 2 процентных пункта и составит по 6 % соответственно. В 2020 году удельный вес неналоговых доходов составит 7 % (увеличение к 2019 году на 1 процентный пункт).

Основную долю в составе неналоговых доходов будут занимать доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности: в 2018 году – 53 % (11700 тыс. руб.), в 2019 году – 55 % (12000 тыс. руб.), в 2020 году – 54 (12300 тыс. руб.). В 2018 году весомую долю в составе неналоговых доходов будут занимать доходы от платежей при пользовании природными ресурсами – 25 % (5564 тыс. руб.). В плановом периоде 2019 и 2020 годов удельный вес данного неналогового источника составит 27 % и 29 % соответственно от общего объема неналоговых поступлений.

3.1.1). Налоговые доходы бюджета Питкярантского муниципального района на 2018 год прогнозируются в объеме 106637 тыс. руб., на 2019 г. - 110854 тыс. руб., на 2020 г. - 115225 тыс. руб.

В сравнении с 2017 годом поступления налоговых доходов в 2018 году прогнозируются с увеличением объема, составляющим 2 %. В плановом периоде 2019 и 2020 годов планируется увеличение темпов роста налоговых доходов на 4 % к предыдущему году.

Наибольшую долю налоговых доходов бюджета в 2018-2020 годах, по-прежнему, будут составлять поступления от уплаты налога на доходы физических лиц – 88 % по каждому году соответственно.

Анализ приведенных данных свидетельствует, что доходы бюджета от поступлений налога на доходы физических лиц в 2018 году в абсолютных значениях увеличится на 4173 тыс. руб. или на 5 %. Доходы от остальных налоговых источников в 2018 году планируются к уменьшению на 15 % по каждому виду.

В планируемом периоде 2019 и 2020 годов прогнозируется незначительный рост поступлений по каждому виду налогового дохода.

3.1.2). Неналоговые доходы бюджета Питкярантского муниципального района на 2018 год прогнозируются в объеме 22250 тыс. руб., на 2019 год - 21977 тыс. руб., на 2020 год - 22634 тыс. руб.

В сравнении с 2017 годом поступления неналоговых доходов в 2018 году прогнозируются с уменьшением объема, составляющим 41 %. В плановом периоде 2019 и 2020 годов планируется незначительное снижение темпов роста неналоговых доходов в 2019 году на 1 % и увеличение в 2020 году на 3 % к предыдущему году.

Наибольшую долю неналоговых доходов бюджета в трехлетней перспективе будут занимать доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности: в 2018 году – 53 % (11700 тыс. руб.), в 2019 году – 55 % (12000 тыс. руб.), в 2020 году – 54 (12300 тыс. руб.). В 2018 году весомую долю в составе неналоговых доходов будут занимать доходы от платежей при пользовании природными ресурсами – 25 % (5564 тыс. руб.). В плановом периоде 2019 и 2020 годов удельный вес данного неналогового источника составит 27 % и 29 % соответственно от общего объема неналоговых поступлений.

Анализ приведенных данных свидетельствует, что доходы бюджета в абсолютных значениях и в процентах по неналоговым источникам в 2018 году по отношению к прогнозу 2017 года уменьшаются на 15268 тыс. руб. или на 41 %. По всем из шести неналоговых источников в 2018 году планируется снижение.

В планируемом периоде 2019 и 2020 годов прогнозируется снижение объема поступлений в 2019 году и увеличение объема поступлений в 2020 году. В 2019 году доходы по неналоговым источникам сократятся на 273 тыс. руб. или на 1 %, в 2020 году увеличатся на 657 тыс. руб. или на 3 %. По отношению к плану 2017 года в плановом периоде прогнозируется значительное снижение темпов роста. Неналоговые доходы бюджета в плановом периоде сократятся по отношению к плану 2017 года на 41 и 40 % соответственно.

3.1.3). Согласно Пояснительной записке к проекту бюджета, безвозмездные поступления в доходах бюджета Питкярантского муниципального района учтены в объемах, предусмотренных проектом Закона Республики Карелия «О бюджете Республике Карелия на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».

Безвозмездные поступления из бюджета Республики Карелия в бюджет Питкярантского муниципального района прогнозируются:

на 2018 год в объеме 264873,3 тыс. руб., что на 51454,7 тыс. руб., или на 16% меньше ожидаемых поступлений за 2017 год (316328 тыс. руб.). В 2019 и 2020 годах безвозмездные поступления в местный бюджет из бюджета Республики Карелия прогнозируются в объемах 221709 тыс. руб. и 207946,4 тыс. руб. соответственно.

Из анализа следует, что удельный вес безвозмездных поступлений в общем объеме доходов в 2018 году на 2 % ниже, чем в 2017 году. В 2019 году удельный вес безвозмездных поступлений составит 63 % (уменьшение к 2018 году на 4 %), в 2020 году – 60 % (снижение к 2019 году на 3 %).

В 2018 году в составе безвозмездных поступлений из бюджета Республики Карелия, предусмотрено поступление межбюджетных трансфертов в форме дотаций в объеме 35087 тыс. руб. и субвенций в объеме 217705,3 тыс. руб., в плановом периоде также спрогнозированы межбюджетные трансферты в форме дотаций и субвенций. В 2019 году – 23576 тыс. руб. и 196110 тыс. руб. соответственно, в 2020 году – 20677 тыс. руб. и 185353,5 тыс. руб. соответственно. Субсидии бюджетам муниципальных районов предусмотрены в 2018 г – 11981 тыс. руб., в 2019 и 2020 годах – 1923 тыс. руб. и 1815,9 тыс. руб. соответственно.

3.2). Проектом решения предусмотрено в 2018 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годов реализация девяти муниципальных программ Питкярантского муниципального района.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ Питкярантского муниципального района предусмотрен в проекте решения о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в 2018 году в сумме – 392410 тыс. руб., в 2019 году – 345140 тыс. руб., в 2020 году - в сумме 326348,9 тыс. руб.

Доля программной части в общей части расходов бюджета во время всего бюджетного цикла составляет в 2017 году - 82 %; в 2018 году – 97 %; в 2019 году – 96 %, в 2020 году – 94 %.

Постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 15.12.2014 г. № 1313 утвержден Перечень муниципальных программ Питкярантского муниципального района, состоящий из десяти муниципальных программ. В 2018 году будут реализовываться девять муниципальных программ из десяти. Реализация муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Питкярантском муниципальном районе» в проекте решения о бюджете не предусмотрена, однако, постановление о прекращении ее действия и постановление о внесении изменений в постановление администрации от 15.12.2014 г. № 1313 до начала проведения настоящего экспертно-аналитического мероприятия не представлены. В целях приведения в соответствие Перечня реализуемых муниципальных программ необходимо внести соответствующие изменения в постановление администрации Питкярантского муниципального района от 15.12.2014 г. № 1313 и признать утратившей силу муниципальную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Питкярантском муниципальном районе».

Постановления администрации Питкярантского муниципального района (проекты), принятые в октябре - ноябре 2017 года и изменяющие ранее принятые муниципальные программы для проведения экспертизы в Контрольно-счетное управление Питкярантского муниципального района не направлялись, что является нарушением п. 2 ст. 157 БК РФ, п. 7 ч.2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ.

Проект бюджета Питкярантского муниципального района частично сформирован на 2018 год в программной структуре расходов по 9 муниципальным программам. Расходы на реализацию программ охватили в 2018 году 97 % от общих расходов местного бюджета, на 2019 - 2020 годы – 96 % и 94 % соответственно.

3.3). Проектом решения предлагается утвердить расходы бюджета Питкярантского муниципального района на 2018 год в размере 405760,3 тыс. руб., что на 62940,7 тыс. руб. или на 13 % ниже ожидаемого исполнения бюджета 2017 года. На плановый период 2019 и 2020 годов расходы местного бюджета предусмотрены в суммах 361180 тыс. руб. и 345805,4 тыс. руб. соответственно, что на 11 % и на 4 % меньше к предыдущему году соответственно.

Как показывают данные анализа, структура расходов бюджета Питкярантского муниципального района не претерпевает существенных изменений по сравнению с предыдущим бюджетным циклом. Приоритетными направлениями расходов бюджета Питкярантского муниципального района, по-прежнему, будут являться расходы, направляемые на образование (2018 г. – 70 %; 2019 г. – 71 %; 2020 г. – 70 %), общегосударственные вопросы (2018 г. – 7 %; 2019 г. – 7 %, 2020 г. – 7 %), социальную политику (2018 г. – 11,9 %; 2019 г. – 11 %; 2020 г. – 11 %), физическую культуру и спорт (2018 г. – 5 %; 2019 г. – 5 %; 2020 г. – 5 %). Их общий удельный вес в расходах бюджета Питкярантского муниципального района в 2018 году составит 93,9 %, в 2019 году – 94 %, в 2020 году – 93 %.

Значительное увеличение доли в общем объеме расходов бюджета Питкярантского муниципального района предусмотрено по разделу «Физическая культура и спорт» - с 2 % в 2017 году до 5 % в 2018 – 2020 годах. Увеличение доли произошло в результате включению в бюджет на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов расходов на финансирование деятельности физкультурно-оздоровительного учреждения района.

3.3.1). В 2018 году по сравнению с Решением о бюджете на 2017 год и плановый период (с учетом изменений) уменьшаются бюджетные ассигнования по группам видов расходов 100 «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами» - на 4632 тыс. руб., 200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» - на 7175 тыс. руб., 500 «Межбюджетные трансферты» - на 49153 тыс. руб., 600 «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям» - на 2216 тыс. руб., 700 «Обслуживание государственного (муниципального долга) – на 114 тыс. руб., 800 «Иные бюджетные ассигнования» - на 472,7 тыс. руб.

Увеличатся бюджетных ассигнований по группам видов расходов 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению» - на 114 тыс. руб., 400 «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» - на 708 тыс. руб.

В 2019 году спрогнозировано снижение по отношению к предыдущему году по всем группам видов расходов: 100 «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами» - на 8 %; 200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» - на 17 %; 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению» - на 11 %; 400 «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» - на 4 %; 500 «Межбюджетные трансферты» - на 4 %; 600 «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям» - 12 %; 700 «Обслуживание государственного (муниципального долга)» - на 10 %; 800 «Иные бюджетные ассигнования» - на 35 %.

В 2020 году по отношению к предыдущему году спрогнозировано снижения объема бюджетных ассигнований по всем группам видов расходов. Уменьшаются бюджетные ассигнования: 100 «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами» - на 5 %; 200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» - на 1 %; 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению» - на 6 %; 400 «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» - на 1 %; 500 «Межбюджетные трансферты» - на 3 %; 600 «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям» - 5 %; 700 «Обслуживание государственного (муниципального долга)» - 8 %; 800 «Иные бюджетные ассигнования» - на 3 %.

В структуре видов расходов в 2018 - 2020 годах по сравнению с Решением о бюджете на 2017 год и плановый период (с учетом изменений) значительно увеличится удельный вес группы видов расходов 600 «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям» – с 72 % в 2017 году до 83 % - 2018 г., 82 % - в 2019 г., 81 % - в 2020 г.; снизится удельный вес группы видов расходов 500 «Межбюджетные трансферты» с 12 % до 2 %.

3.3.2). Ведомственной структурой расходов бюджета Питкярантского муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов бюджетные ассигнования распределены по 4 главным распорядителям средств местного бюджета. Наибольший объем бюджетных ассигнований на 2018 - 2020 годы установлен по финансовому управлению Питкярантского муниципального района – 75,4 % (2018 г.), 73,4 % (2019 г.), 72,5 % (2020 г.) от общего объема бюджетных ассигнований. Наименьший объем бюджетных ассигнований предусмотрен по Контрольно-счетному управлению Питкярантского муниципального района - 0,2 % от общего объема бюджетных ассигнований.

3.4). В соответствии с п. 5,6 ст. 137 БК РФ, с ч. 7 ст. 23 Закона Республики Карелия от 01.11.2005 г. № 915-ЗРК, предлагается утвердить объем и распределение межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на 2018 год — 8072 тыс. руб. и плановый период 2019 г. — 7751 тыс. руб. и 2020 г — 7509 тыс. руб., в том числе объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений на 2018 год — 7272 тыс. руб. и плановый период 2019 г. — 6971 тыс. руб. и 2020 г. — 6749 тыс. руб.

3.5). На 2017 год Решением о бюджете (с изменениями) утвержден дефицит в объеме 10165 тыс. руб. или 7,2 % от утвержденных собственных доходов. Согласно п. 4 ст. 92.1 БК РФ дефицит местного бюджета, сложившийся по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета, должен соответствовать ограничениям, установленным п. 3 ст. 92.1 БК РФ, т. е. не должен превышать 10 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Проектом Решения о бюджете предусмотрено формирование местного бюджета на 2018 год с дефицитом в размере 12000 тыс. руб., или 9,3 % собственных доходов. На 2019 год – 6640 тыс. руб. или 5 % собственных доходов. На 2020 год – 0 тыс. рублей.

По сравнению с Решением о бюджете на 2017 год (с учетом изменений) объем плановых значений дефицита в процентах к собственным доходам в 2018 году увеличился на 2,1 процентного пункта. В 2019 году по отношению к 2018 году объем плановых значений дефицита уменьшится на 4,3 процентных пункта, а в 2020 году – снижение планируется на 5 % к предыдущему году и составить 0 тыс. руб.

Согласно проекту Решения о бюджете источники финансирования дефицита местного бюджета на 2018 год предусмотрены в размере 12000 тыс. руб., на 2019 год – 6640 тыс. руб., на 2020 год – 0 тыс. руб.

Анализ структуры источников финансирования дефицита местного бюджета показывает, что основными источниками в проекте являются муниципальные заимствования, среди которых основную долю составляют кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте Российской Федерации.

Объем привлечения средств за счет муниципальных заимствований в 2018 году увеличится по сравнению с показателем, утвержденным на 2017 год, на 5640 тыс. руб., или на 47 %, и составит 12000 тыс. руб. В 2019 году произойдет снижение по сравнению с 2018 годом на 5360 тыс. руб. или на 45 %. В 2020 году по сравнению с предыдущим годом планируется уменьшение муниципальных заимствований на 6640 тыс. руб. или на 100 %.

При этом объем муниципальных заимствований (разница между объемом привлечения заемных средств и объемом средств, направляемых на погашение долговых обязательств) составит в 2018 г., 2019 г., 2020 г. - 100 % дефицита местного бюджета.

Для погашения долга по муниципальным заимствованиям предусматривается использовать в 2018 году 73 % привлекаемых заемных средств, в 2019 г. – 88 %, в 2020 г.- 100 %. В 2017 году, Решением о бюджете, указанный показатель запланирован в объеме 77 %, в 2016 году по Отчету составил 72 % .

Объем платежей на погашение и обслуживание муниципального долга в процентах к общему объему заимствований составит в 2018 году 80 %, в 2019 г. – 93 %, в 2020 г. – 104 %. В 2017 году указанный показатель прогнозируется по утвержденным показателям в объеме 87 %, в 2016 году по Отчету – 86 %.

3.6). Согласно Основных направлений бюджетной и налоговой политики Питкярантского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов политика в области муниципального долга на 2018 – 2020 годы будет направлена на недопущение роста уровня долговой нагрузки более 50 % собственных доходов.

В ст. 2 и 4 проекта решения установлены верхние пределы муниципального долга Питкярантского муниципального района:

- на 1 января 2019 года – в сумме 59285 тыс. руб., в том числе по муниципальным гарантиям 0 тыс. руб.;

- на 1 января 2020 года – в сумме 65925 тыс. руб., в том числе по муниципальным гарантиям 0 тыс. руб.;

- на 1 января 2021 года – в сумме 65925 тыс. руб., в том числе по муниципальным гарантиям 0 тыс. руб.

В проекте решения объем муниципального долга планируется:

- на 1 января 2019 года в сумме 59285 тыс. руб. или 46 % от объема оценки ожидаемого поступления доходов местного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.

- на 1 января 2020 года в сумме 65925 тыс. руб. или 49,6 % от объема прогнозируемого поступления доходов местного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.

-на 1 января 2021 года в сумме 65925 тыс. руб. или 47,8 % от объема прогнозируемого поступления доходов местного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.

Таким образом, объем муниципального долга в 2018 - 2020 годах не превысит ограничения, установленные ст. 107 БК РФ, но, тем не менее, в проекте решения прогнозируется увеличение объема муниципального долга к 01.01.2020 г. на 6640 тыс. руб. или на 10 % к уровню 01.01.2019 г., к 01.01.2021 г. объем муниципального долга останется на том же уровне к уровню 01.01.2020 г. Объем долговой нагрузки к 2019 году планового периода увеличится с 46 % на 01.01.2019 г. до 49,6 % на 01.01.2020 г., т.е. на 3,6 % и снизится с 49,6 % на 01.01.2020 г. до 47,8 % на 01.01.2021 г.

Наибольший удельный вес в структуре муниципального долга Питкярантского муниципального района на 2018 - 2020 годы занимают кредиты кредитных организаций (2018 г. - 75 %, 2019 г. - 84 %, 2020 г. – 93 %). В проекте бюджета спрогнозировано уменьшение доли муниципальных заимствований в виде бюджетных кредитов с 25 % в 2018 г. до 7 % к 2020 году.

Муниципальные гарантии в структуре муниципального долга Питкярантского муниципального района отсутствуют.

На 2018 год запланированы расходы на обслуживание муниципального долга в объеме 3262 тыс. руб., что на 114 тыс. руб., или на 3 % меньше, чем ожидаемое исполнение за 2017 год (3376 тыс. руб.). В проекте на плановый период 2018 и 2019 годов расходы на обслуживание муниципального долга предусмотрены в объеме 2936 тыс. руб. - на 2019 год и в объеме 2700 тыс. руб. – на 2020 год планового периода.

Расходы на обслуживание муниципального долга Питкярантского муниципального района в 2018 - 2020 годах не превышают норматив, установленный ст. 111 БК РФ.

Проведенная Контрольно-счетным управлением Питкярантского муниципального района экспертиза проекта Решения о бюджете Питкярантского муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов на соответствие его нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положению о бюджетном процессе в Питкярантском муниципальном районе, другим законодательным и нормативным актам позволяет сделать вывод о возможности принятия проекта Решения Советом Питкярантского муниципального района с учетом необходимости учесть замечания и предложения, содержащиеся в настоящем Заключении.

12. Проведено контрольное мероприятие «Проверка полноты и своевременности поступления в бюджет Питкярантского муниципального района неналоговых доходов от сдачи в аренду администрацией Питкярантского муниципального района недвижимого имущества за 2016 год». По результатам контрольного мероприятия подготовлены следующие выводы и предложения:

Выводы:

1). Общая сумма неналоговых доходов от сдачи в аренду имущества, в том числе земельных участков за 2016 год составила - 10098,0 тыс. руб., что на 1700,0 тыс. руб. или на 20 % больше суммы, поступившей в 2015 году. Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, поступили в бюджет Питкярантского муниципального района в 2016 году в сумме - 6895,0 тыс. руб. что на 1157,0 тыс. руб. или на 20 % больше суммы, поступившей в 2015 году. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления муниципальных районов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений) в 2016 году поступили в сумме 3203,0 тыс. руб., что на 543,0 тыс. руб. или на 20 % больше суммы, поступившей в 2015 году. Общая сумма неналоговых доходов от сдачи в аренду имущества, (в том числе земельных участков) за 2016 год, администратором которых является администрация Питкярантского муниципального района, в сумме неналоговых доходов бюджета Питкярантского муниципального за 2016 год составила 31 %, за 2015 год – 45 %. Процент выполнения плана по доходам от сдачи в аренду имущества, (в том числе земельных участков) в 2016 году составил 98,3 % от уточненного планового показателя. Причиной неисполнения утвержденных бюджетных назначений явилось наличие недоимки по арендной плате.

2). При выборочной проверке правильности исчисления арендной платы за земельные участки, предоставленные по договорам аренды, установлено, что расчеты сумм арендной платы за 2016 год произведен в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Карелия, органов местного самоуправления Питкярантского муниципального района.

3). При проверке правильности отражения в бухгалтерском учете операций по начислению арендной платы за земельные участки установлено следующее. Согласно п. 197 Инструкции N 157н для учета расчетов по доходам предназначен счет 1 205 00 000 "Расчеты по доходам". На указанном счете отражаются суммы начисленных администраторами доходов в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступившей от плательщиков предварительной оплаты. Расчеты по доходам группируются на счете 1 205 00 000 в разрезе видов доходов бюджета, администрируемых учреждением в рамках выполнения полномочий администратора доходов, и (или) видов поступлений, предусмотренных утвержденной сметой, на следующих счетах бюджетного учета (п. 199 Инструкции N 157н, п. 77 Инструкции N 162н): - 1 205 21 000 "Расчеты с плательщиками доходов от собственности". Аналитический учет расчетов по поступлениям необходимо вести в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) и (или) журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов (п. 200 Инструкции N 157н). В нарушение п. 200 Инструкции N 157н аналитический учет расчетов по поступлениям от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не велся администрацией Питкярантского муниципального района в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов (по факту в журнале по учету расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) отражены сводные проводки по начислению и оплате). Указанное нарушение может привести к случаям недостоверного отражение данных по арендной плате за землю.

4). Согласно данным инвентаризационной описи № 00000001 от 30.09.2016 г. инвентаризация дебиторской задолженности по арендной плате за земельные участки не проводилась. Частично была проведена фактическая сверка расчетов с дебиторами (документальное подтверждение представлено в виде актов сверки расчетов, но информация при инвентаризации не отражена. Сверка охватывает малый процент арендаторов). Не проведение инвентаризации дебиторской задолженности перед составлением годового отчета является нарушением статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкции N157н, пункта 7 Инструкции N 191н.

5). В проверяемом периоде администрацией Питкярантского муниципального района не в полном объеме использовано право начисления пени за просрочку платежа по договорам аренды земельных участков, по которым сумма оплаты не поступает в установленный договором срок.

6). Проверкой своевременности поступления арендных платежей за земельные участки установлено, что сумма поступившей арендной платы по состоянию на 01.04.2016 года составила менее 15% от начисленных сумм, срок уплаты по которым на указанную дату наступил, задолженность по арендной плате на 01.01.2016 года составляет - 8755,0 тыс. руб. Сложившаяся задолженность на начало проверяемого периода сопоставима с суммой, начисленной годовой арендной платы за все предоставленные в аренду земельные участки. При анализе причин невысокого процента своевременного поступления арендных платежей от арендаторов - физических лиц установлено, что арендаторы, нарушают условия договоров аренды, согласно которым обязаны своевременно и в полном объеме вносить арендную плату.

Контрольно-счетное управление Питкярантского муниципального района рекомендует до наступления срока уплаты арендных платежей, через средства массовой информации проводить работу по информированию арендаторов земельных участков о необходимости получения расчетов по арендной плате и сроках ее уплаты, а также проводить адресную рассылку расчетов используя как услуги почтовой связи, так и альтернативные средства (электронную почту).

Низкий процент поступления арендных платежей за земельные участки в установленные договорами сроки обуславливает необходимость ведения оперативной претензионной работы.

7). Согласно п. 2 ст. 160.1. БК РФ администрация Питкярантского муниципального района, как администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями по взысканию задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки. Администрация Питкярантского муниципального района, как администратор доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки должна обеспечивать контроль над полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, осуществлять взыскание задолженности по платежам в бюджет Питкярантского муниципального района, а также пеней и штрафов. В ходе проверки установлено, что нормативный правовой акт, устанавливающий порядок взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней (ведения претензионной работы) и назначении лиц, ответственных за осуществление работы по взысканию просроченной задолженности по администрируемым доходам в администрации Питкярантского муниципального района отсутствует.

8). В течение 2016 года администрацией Питкярантского муниципального района проводилась претензионная работа в отношении просроченной задолженности по арендной плате. Всего в 2016 году выставлено 561 претензия, из них в адрес юридических лиц – 69, физических лиц - 492. Таким образом, проводимая в 2016 году претензионная работа охватила 44% арендаторов. В результате направления претензий арендаторами погашена задолженность в сумме 4126,8 тыс. руб., что составляет 42% от общей суммы поступлений от аренды земельных участков за 2016 год.

В течение 2016 года по 47 арендаторам подготовлены и переданы обращения в судебные органы о взыскании просроченной задолженности по арендным платежам на общую сумму 2987,1 тыс. руб. Судебными органами приняты решения о взыскании задолженности с арендаторов в сумме 2467,8 тыс. руб. из них исполнены судебные акты на общую сумму 699,7 тыс. руб.

9). Выборочной проверкой полноты начисления арендной платы за 2016 год по 10 договорам аренды имущества фактов неверного начисления арендной платы не установлено. По данным бухгалтерского учета (оборотно-сальдовая ведомость по счету 205.21) по состоянию на 01.01.2017 г. числится задолженность за 18 арендаторами имущества на общую сумму 856,0 тыс. руб., в том числе просроченная 760,0 тыс. руб., т.е. основная часть задолженности по арендным платежам является просроченной. В течение 2016 года администрацией Питкярантского муниципального района велась претензионная работа относительно арендаторов, имеющих задолженность по арендной плате. В течение года выставлено 16 претензий в адрес арендаторов на общую сумму 783,0 тыс. руб., оплачено в результате претензионной работы – 483,0 тыс. руб. Подготовлен и направлен 1 иск в судебные органы о взыскании задолженности по арендной плате и пени за просрочку платежей на сумму 266,0 тыс. руб. В результате судебными органами были приняты решения о взыскании задолженности на общую сумму 266, 0 тыс. руб. В 2016 году поступило по исполнительным листам, в том числе прошлых лет – 98,0 тыс. руб. Таким образом, в 2016 году администрацией Питкярантского муниципального района велась работа по взысканию задолженности относительно всех арендаторов, имеющих просроченную задолженность.

Предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков в управлении и ведомственном контроле, законодательном регулировании проверяемой сферы:

администрации Питкярантского муниципального района:

1). Осуществить аналитический учет расчетов по поступлениям от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов за 2017 год в соответствии с п. 200 Инструкции N 157н в срок до 01.01.2018 года.

2). Устранить нарушение статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011г. N402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкции N157н, пункта 7 Инструкции N191н, выразившиеся в непроведении инвентаризации дебиторской задолженности по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в срок до 01.01.2018 г.

3). Использовать право начисления пени, предусмотренные договорными отношениями по договорам аренды земельных участков по которым сумма оплаты не поступает в установленный договором срок в полном объеме.

4). До наступления срока уплаты арендных платежей, через средства массовой информации проводить работу по информированию арендаторов земельных участков о необходимости получения расчетов по арендной плате и сроках ее уплаты, а также рассмотреть возможность проведения адресной рассылки расчетов арендной платы за земельные участки, используя как услуги почтовой связи, так и альтернативные средства (электронную почту).

5). Обеспечить полный охват претензионной работой арендаторов земельных участков, имеющих просроченную задолженность в целях сокращения задолженности и уменьшения риска потерь собственных доходов бюджета Питкярантского муниципального района из-за невозможности взыскания задолженности в связи с истечением срока давности.

6). В соответствии с п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разработать Порядок взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов по администрируемым доходам.

По результатам контрольного мероприятия «Проверка полноты и своевременности поступления в бюджет Питкярантского муниципального района неналоговых доходов от сдачи в аренду администрацией Питкярантского муниципального района недвижимого имущества за 2016 год» подготовлен отчет о проведении контрольного мероприятия, размещенный на сайте, в администрацию Питкярантского муниципального района направлено 2 представления об устранении нарушений законодательства.

13. Проведено контрольное мероприятие «Проверка, анализ и оценка расходов о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов в 2016 году на закупки для муниципальных нужд администрации Питкярантского муниципального района». По результатам контрольного мероприятия подготовлены следующие выводы и предложения:

Выводы:

1). В ходе проведения контрольного мероприятия, установлено, что функции и полномочия контрактного управляющего определены Положением о контрактном управляющем администрации Питкярантского муниципального района, утвержденным постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 18.02.2014 г. № 115-н, однако, в нарушение ч. 2 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ контрактный управляющий администрации Питкярантского муниципального района с марта по ноябрь 2016 года не был назначен, сведения о действующем контрактном управляющем отсутствуют.

2). В ходе проверки был исследован состав Единой комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на соответствие ч. 3, 5 ст. 39 Федерального закона № 44-ФЗ и письму Министерства экономического развития РФ от 08.11.2013 г. № ОГ-Д28-15539 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Контрольно-счетным управлением Питкярантского муниципального района установлено, что состав единой комиссии неправомочен и не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

3). В нарушение ст. 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативный правовой акт местной администрации, определяющий подведомственность получателей бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, отсутствует.

4). Перечень подведомственных заказчиков, в отношении которых администрация Питкярантского муниципального района должна осуществлять ведомственный контроль, отраженный в Приложении 1 к Порядку осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд Питкярантского муниципального района, утвержденный постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 08.08.2014г. № 740 является не полным.

5). В ходе проведения контрольного мероприятия установлено что, в нарушение положений Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд Питкярантского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 08.08.2014г. № 740, ст. 100 Федерального закона № 44-ФЗ ведомственный контроль в сфере закупок в отношении подведомственных администрации Питкярантского муниципального района заказчиков в 2016 году не осуществлялся. В нарушение требований п. 4 Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд Питкярантского муниципального района администрацией Питкярантского муниципального района не определен состав работников, уполномоченных на осуществление ведомственного контроля, не утвержден регламент осуществления ведомственного контроля.

6). Согласно ст. 101 Федерального закона № 44-ФЗ заказчиком должен осуществляться контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения об исполнении требований ст. 101 Федерального закона № 44-ФЗ администрацией Питкярантского муниципального района к проверке не представлены. В ходе контрольного мероприятия установлено, что Порядок осуществления контроля заказчиком в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд в администрации Питкярантского муниципального района отсутствует, что не обеспечивает единства контрактной системы в сфере закупок, установленного ст. 11 Федерального закона № 44-ФЗ.

7). За 2016 год администрацией Питкярантского муниципального района было опубликовано 45 редакций плана-графика. Изменения, внесенные в план-график, размещены на официальном сайте. Изменения в план-график вносились в связи с необходимостью корректировки сведений о планируемых закупках по причинам, предусмотренным ч. 13 ст. 21 Федерального закона № 44-ФЗ. Проанализировав представленные документы, а также количество и объем вносимых изменений в план-график, Контрольно-счетное управление Питкярантского муниципального района приходит к выводу о недостаточном уровне планирования закупок администрацией Питкярантского муниципального района.

8). В ходе проведения контрольного мероприятия выявлены грубые нарушения ст. 21 Федерального закона № 44-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 г. № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг». За каждое из выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений законодательства Российской Федерации о закупках ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

9). В ходе проведения контрольного мероприятия выявлены грубые нарушения ч. 9, 11 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок как конкурентными способами определения поставщика, так и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге не отражены администрацией Питкярантского муниципального района в отчетах, размещаемых в единой информационной системе по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. № 1093; или информация об исполнении муниципального контракта отсутствует полностью. В нарушение ч. 2 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ выявлены случаи заключения контрактов (договоров) администрацией Питкярантского муниципального района раньше размещения извещения об осуществлении закупок на официальном сайте. В нарушение ч. 3 ст. 103 Федерального закона 44-ФЗ сведения (платежные поручения, как подтверждение исполнения контракта) об исполнении контрактов, о заключении контрактов размещались администрацией Питкярантского муниципального района в реестре контрактов на официальном сайте не своевременно. За каждое из вышеуказанных (выявленных) нарушений законодательства Российской Федерации о закупках ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

10). В нарушение п. 1 ст. 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации в администрации Питкярантского муниципального района не ведется реестр закупок, осуществленных без заключения муниципальных контрактов (без проведения процедуры закупки конкурентными способами). Реестры закупок должны содержать сведения в соответствии с п. 2 ст. 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации: краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг; наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг; цена и дата закупки. Представленная опись договоров не соответствует по форме п. 2 ст. 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

11). В нарушение п. 9. ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ при заключении договора подряда от 29.08.2016 г. на проведение ремонтно-восстановительных работ канализационно - насосной станции в п. Салми Питкярантского района отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика в контрольный орган в сфере закупок не направлялся.

12). При проведении контрольного мероприятия выявлены случаи просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, при осуществлении закупок как конкурентными способами определения поставщика, так и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Согласно п. 5 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Таким образом, при несоблюдении сроком оплаты контрактов бюджет Питкярантского муниципального района может понести дополнительные расходы в части оплаты штрафов и пеней.

13). Учитывая, что ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ содержит 52 случая заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), то в целях соблюдения правомерности заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), Контрольно-счетное управление Питкярантского муниципального района считает необходимым ссылаться в муниципальном контракте (договоре) на конкретный пункт части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

14). В проверяемом периоде Заказчиком в нарушение ч. 3 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ экспертиза результатов, предусмотренных контрактом (закупок) не проводилась. Указанный факт подтвержден письмом администрации Питкярантского муниципального района от 18.10.2017 г. исх. № 5778. Порядок организации работы по проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги при исполнении контракта в Положении о контрактном управляющем отсутствует.

15). Контрольно-счетное управление Питкярантского муниципального района по результатам проведенного контрольного мероприятия, в связи с выявленными существенными нарушениями законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, в целях повышения уровня законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки в Питкярантском муниципальном районе, предлагает органам местного самоуправления Питкярантского муниципального района рассмотреть вопрос о централизации закупок в порядке ст. 26 Федерального закона № 44-ФЗ, с учетом опыта большинства муниципальных образований Республики Карелия.

Предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков в управлении и ведомственном контроле, законодательном регулировании проверяемой сферы:

администрации Питкярантского муниципального района:

1). В соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ, Положением о контрактном управляющем администрации Питкярантского муниципального района, утвержденным постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 18.02.2014 г. № 115-н, назначить контрактного управляющего администрации Питкярантского муниципального района. Копию распоряжения администрации Питкярантского муниципального района о назначении контрактного управляющего представить в Контрольно-счетное управление Питкярантского муниципального района в срок до 20.12.2017 г.

2). Привести состав Единой комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствие с ч. 3, 5 ст. 39 Федерального закона № 44-ФЗ и письмом Министерства экономического развития РФ от 08.11.2013 г. № ОГ-Д28-15539 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Копию распоряжения администрации Питкярантского муниципального района об утверждении состава комиссии представить в Контрольно-счетное управление Питкярантского муниципального района в срок до 20.12.2017 г.

3). В соответствии со ст. 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить нормативный правовой акт местной администрации, определяющий подведомственность получателей бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Копию постановления представить в Контрольно-счетное управление Питкярантского муниципального района в срок до 20.12.2017 г.

4). Привести Перечень подведомственных заказчиков, отраженный в Приложении 1 к Порядку осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд Питкярантского муниципального района, утвержденный постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 08.08.2014г. № 740, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Питкярантского муниципального района. Копию постановления представить в Контрольно-счетное управление Питкярантского муниципального района в срок до 20.12.2017 г.

5). Обеспечить проведение ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных администрации Питкярантского муниципального района заказчиков в соответствии с Порядком осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд Питкярантского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 08.08.2014г. № 740, ст. 100 Федерального закона № 44-ФЗ. Сведения о проведении ведомственного контроля представить в Контрольно-счетное управление Питкярантского муниципального района в срок до 20.12.2017 г.

6). В соответствии с п. 4 Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд Питкярантского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 08.08.2014 г. № 740: 6.1. определить состав работников, уполномоченных на осуществление ведомственного контроля; 6.2. утвердить Регламент осуществления ведомственного контроля. Копию Регламента и распоряжения об определении состава работников представить в Контрольно-счетное управление Питкярантского муниципального района в срок до 20.12.2017 г.

7). В соответствии со ст. 101 Федерального закона № 44-ФЗ осуществить контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения об исполнении представить в Контрольно-счетное управление Питкярантского муниципального района в срок до 20.12.2017 г.

8). Во исполнение ч. 5 ст. 21 Федерального закона № 44-ФЗ, с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 г. № 554, признать утратившим силу постановление администрации Питкярантского муниципального района от 16.01.2015 г. № 20, в срок до 20.12.2017 г.

9). Принять меры по недопущению впредь грубых нарушений ст. 21 Федерального закона № 44-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 г. № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг». О принятых мерах проинформировать Контрольно-счетное управление Питкярантского муниципального района в срок до 20.12.2017 г.

10). Принять меры по недопущению впредь грубых нарушений ч. 2 ст. 93, ч. 9, 11 ст. 94, ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. № 1093. О принятых мерах проинформировать Контрольно-счетное управление Питкярантского муниципального района в срок до 20.12.2017 г.

11). В соответствии со ст. 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации сформировать реестр закупок, осуществленных без заключения муниципальных контрактов (без проведения процедуры закупки конкурентными способами) за 2016 год. Реестр закупок представить в Контрольно-счетное управление Питкярантского муниципального района в срок до 20.12.2017 г.

12). В случае заключения договора в соответствии с п. 9. ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ направлять отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в контрольный орган в сфере закупок.

13). Не допускать случаи просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом (договором), при осуществлении закупок как конкурентными способами определения поставщика, так и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

14). При заключении контрактов (договоров) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ссылаться в муниципальном контракте (договоре) на конкретный пункт части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

15). В соответствии с ч. 3 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ провести экспертизу результатов, предусмотренных контрактом (закупок). Сведения об исполнении представить в Контрольно-счетное управление Питкярантского муниципального района в срок до 20.12.2017 г.

Другие предложения:

1). Контрольно-счетное управление Питкярантского муниципального района по результатам проведенного контрольного мероприятия, в связи с выявленными существенными нарушениями законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, в целях повышения уровня законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки в Питкярантском муниципальном районе, предлагает органам местного самоуправления Питкярантского муниципального района рассмотреть вопрос о централизации закупок в порядке ст. 26 Федерального закона № 44-ФЗ, с учетом опыта большинства муниципальных образований Республики Карелия.

2). Контрольно-счетному управлению Питкярантского муниципального района провести в 3 – 4 квартале 2018 года аудит закупок, проверку, анализ и оценку расходов о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов в 2017 году на закупки для муниципальных нужд администрации Питкярантского муниципального района.

По результатам контрольного мероприятия подготовлен отчет о проведении контрольного мероприятия, размещенный на сайте, в администрацию Питкярантского муниципального района направлено 6 представлений об устранении нарушений законодательства.

18. В декабре 2017 года Контрольно-счетным управлением Питкярантского муниципального района будет проведена инвентаризация, внутренний контроль и аудит, ведомственный контроль.

 

Выводы и предложения Управления:

За 4 квартал 2017 года Контрольно-счетным управлением Питкярантского муниципального района проведена существенная работа по организации деятельности Управления и исполнению полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, но, по-прежнему, имеется ряд серьезных нерешенных проблем. Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Пунктом 3.2. Положения о Контрольно-счетном управлении Питкярантского муниципального района, утвержденного решением Совета Питкярантского муниципального района от 24.09.2014 г. № 207 установлено, что в состав аппарата Контрольно-счетного управления могут входить инспекторы и иные штатные работники, предусмотренные разделом 2.1 Реестра должностей муниципальной службы в Республике Карелия. На инспекторов и иных штатных работников возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего муниципального финансового контроля в пределах компетенции Контрольно-счетного управления. Ведение бухгалтерского учета в Управлении — не является функцией по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля и не может быть возложено на инспектора Управления. При этом сложилась ситуация при которой Управление вынуждено грубо нарушать действующее федеральное законодательство о бухгалтерском учете, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность в виде штрафных санкций. Управление неоднократно ходатайствовало перед Советом Питкярантского муниципального района о принятии мер к содействию по заключению договора об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с администрацией, либо выделение дополнительных средств для заключения договора с иным лицом, а также выделении средств на обслуживание программного продукта 1С: Бухгалтерия. Также Управление, ходатайствовало о выделении средств на заключение договора для подключения кабинетов Управления к сети Интернет и о выделении Управлению средств для заключения договора на приобретение системы КонсультантПлюс. В связи с чем, по-прежнему, отсутствует возможность организации рабочего места инспектора Управления. Кроме того, Контрольно-счетное управление Питкярантского муниципального района на данный момент функционирует в крайне сложных условиях, в отсутствие минимально необходимого программного обеспечения (отсутствие антивирусного программного обеспечения — используются временные версии, скачиваемые из сети Интернет; программный продукт 1С:Бухгалтерия не обслуживается специализированной организацией, отсутствует система КонсультантПлюс или аналог).

 

 

Председатель Контрольно-счетного управления

Питкярантского муниципального района М.В. Потина

 

 
< Пред.   След. >

Администрация Питкярантского муниципального района. © 2010

[ design-cibox ]