Администрация Питкярантского муниципального района

Меню сайта
Выборы 2018
Государственные полномочия
Земельные участки
Муниципальное имущество
Муниципальный заказ
Муниципальные услуги
Национальные проекты
Новости
Нормативные документы
Отдел Полиции
Открытые данные
Проекты муниципальных программ
Публичные слушания
Развитие коммунальной инфраструктуры
Экономика района
2018 - Год культуры безопасности
Информация для населения
Администрация ПМР
Административная комиссия
Архив документов Администрации ПМР
Архив документов Совета ПМР
Антитеррористическая комиссия
Защита населения
Здравоохранение
Культура
Муниципальные услуги
Образование
Опека и попечительство
Противодействие коррупции
Совет ПМР
Социальная защита
Указы Президента РФ
Участие в целевых и иных программах
Финансовое управление ПМР
Комиссия по делам несовершеннолетних
Учредительные документы
Положение об администрации
Положение о Финансовом Управлении
Регламент Совета
Устав Питкярантского муниципального района





Забыли пароль?
Опрос
Как Вы оцениваете работу Администрации района?
 
Качество предоставления услуг в сфере культуры в районе.
 

Бесплатная Газета Вся Карелия - Вездеход

Программа оздоровления экологической обстановки на 2009–2013 годы Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Администрация   
Monday, 31 August 2009 10:22

 

 

УТВЕРЖДЕНА

 

решением Совета Питкярантского муниципального района

от 18 февраля 2009 года № 251

 

 

 

 

Программа

оздоровления экологической обстановки
Питкярантского муниципального района на 2009 – 2013 годы

Паспорт

Программы оздоровления экологической обстановки Питкярантского

муниципального района на 2009-2013 годы – далее Программа

 

 

Наименование
Программы

Программа оздоровления экологической обстановки
Питкярантского муниципального района на 2009 – 2013 годы

Заказчик
Программы

Администрация Питкярантского муниципального района

Основание
разработки
Программы

Программа социально-экономического развития Питкярантского муниципального района Республики Карелия на 2008-2013 годы

Перечень
разделов
Программы

Охрана и рациональное использование водных ресурсов;


Охрана атмосферного воздуха;


Охрана и рациональное использование земельных ресурсов;

 

Отходы производства и потребления;


Благоустройство, озеленение г. Питкяранта и сельских населенных пунктов, санитарно-защитные и рекреационные зоны населенных пунктов района;

 

Экологическое образование и воспитание;

 

Особо охраняемые природные территории.

 

 

 

Нормативно-
правовая
база
Программы

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ,
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ,
Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 N 96-ФЗ,
Водный кодекс Российской Федерации,
Земельный кодекс Российской Федерации,
Градостроительный кодекс Российской Федерации,
Лесной кодекс Российской Федерации,
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ,

Устав Питкярантского муниципального района,
Программа социально-экономического развития Питкярантского муниципального района Республики Карелия на 2008-2013 годы

 

Цель
Программы

создание благоприятной окружающей среды и сохранение природных богатств Питкярантского муниципального района, предотвращение экологически вредных последствий хозяйственной деятельности в интересах обеспечения здоровья и активного долголетия населения города

 

Задачи
Программы

сокращение сброса неочищенных ливневых и промышленных стоков в водные объекты;

- улучшение качества питьевой воды;

- сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- решение проблем сбора, утилизации и размещения бытовых и промышленных отходов;

-улучшение санитарного состояния, благоустройство и озеленение территорий г. Питкяранта и населенных пунктов района;

- оптимизация санитарно-защитных зон предприятий района;

- формирование у населения общей и экологической культуры и нравственности, совершенствование системы экологического просвещения;

- повышение роли населения и общественных организаций в оздоровлении экологической обстановки.

Срок
реализации
Программы

2009-2013 годы

Разработчик
Программы

Отдел коммунального хозяйства, строительства, транспорта и экологии администрации Питкярантского муниципального района

 

Исполнители мероприятий Программы

Постоянная комиссия Совета депутатов Питкярантского муниципального района по законности, правопорядку и экологической безопасности,

Администрация Питкярантского муниципального района,

Администрация Питкярантского городского поселения,

Администрация Импилахтинского сельского поселения,

Администрация Ляскельского сельского поселения,

Администрация Салминского сельского поселения,

Администрация Харлуского сельского поселения,

Муниципальное унитарное предприятие «Благоустройство» - далее МУП «Благоустройство»,

Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Ладога-2», - далее МУП ЖКХ «Ладога-2»,

Управляющая компания «Ладога» - далее УК «Ладога»,

Муниципальное учреждение «Центр культуры, спорта и туризма» - далее МУ «Центр культуры, спорта и туризма»,

Открытое акционерное общество «Целлюлозный завод «Питкяранта» - далее ОАО «ЦЗ «Питкяранта»,

Открытое акционерное общество «Питкярантское карьероуправление» - далее ОАО «Питкярантское карьероуправление»,

Общественные организации района,

другие предприятия и учреждения района

 

Источники и объем финансирования Программы

Всего предполагаемых затрат по Программе <*>
- 691399,0 тыс. руб.
в том числе:

средства бюджета РК - 11500,0 тыс. руб.;
средства бюджета Питкярантского муниципального района -

3850 тыс. руб.;

средства бюджета Питкярантского городского поселения - 2010 тыс. руб.;

средства бюджета Салминского сельского поселения - 760,0 тыс. руб.;

средства бюджета Ляскельского сельского поселения - 3174,0 тыс. руб.;

средства бюджета Харлуского сельского поселения - 875,0 тыс. руб.;
собственные средства ОАО «ЦЗ «Питкяранта»
- 640820,0 тыс. руб.;

собственные средства ОАО «Питкярантское карьероуправление» - 28400,0 тыс. руб.

собственные средства МУП «Благоустройство»- 10,0 тыс. руб.

Финансирование мероприятий п. 1.1, 1.2 раздела "Охрана и рациональное использование водных ресурсов", п. 2.1 раздела «Охрана атмосферного воздуха», п. 3.1 раздела «Охрана и рациональное использование земельных ресурсов», п. 4.1 раздела «Отходы производства и потребления» осуществляются за счет Инвестиционной программы ОАО "ЦЗ «Питкяранта» по обеспечению экологической безопасности окружающей среды и населения,

 

Финансирование мероприятий п. 1.14 раздела "Охрана и рациональное использование водных ресурсов" осуществляются за счет Адресной инвестиционной программы Республики Карелия,

мероприятия п. 4.2 раздела «Отходы производства и потребления» частично финансируются за счет средств Программы развития общественной инфраструктуры Питкярантского муниципального района;


Мероприятия п. 1.8, 1.9 раздела «Охрана и рациональное использование водных ресурсов» включены в перечень первоочередных мероприятий по выполнению наказов избирателей, поступивших в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации

2008 года.


<*> - Подлежат корректировке в зависимости
от расходов, предусмотренных в соответствующих
бюджетах, изменений проектной стоимости объектов, иных факторов

Контроль за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет
отдел коммунального хозяйства, строительства, транспорта и экологии администрации Питкярантского муниципального района и
представляет отчет о выполнении мероприятий
Программы в Совет Питкярантского муниципального района в срок:
- февраль 2010 г.;
- февраль 2011 г.;
- февраль 2012 г.;
- февраль 2013 г.;

- февраль 2014 г.;

 

 

 

I. Проблемы и обоснование необходимости их решения

Экологические проблемы на территории Питкярантского муниципального района связаны, прежде всего, с охраной и рациональным использованием водных ресурсов, достаточно высокой степенью загрязненности атмосферного воздуха, нерешенными вопросами в области обращения с отходами, а также благоустройством, озеленением населенных пунктов и экологическим просвещением населения.

1. Охрана и рациональное использование водных ресурсов.

В целом гидрологическая сеть района хорошо развита и представлена реками, относящимися к бассейну Ладожского озера и многочисленными озерами, которые входят в состав речных систем. Влажный климат, хорошо промываемые подстилающие поверхность грунты, способствуют формированию поверхностных вод малой минерализации, в связи с чем воды озер и рек могут быть использованы для питьевого водоснабжения населения района. В связи с этим охрана и рациональное использование поверхностных и подземных вод имеет исключительное значение.

Структура водопотребления и водоотведения водопользователями на территории Питкярантского муниципального района на протяжении последних лет практически остается неизменной. На первом месте по объемам водопользования (более половины забора воды и сброса сточных вод) находятся промышленные предприятия, следующими являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства, в незначительных объемах - сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и прочие.

Основная проблема водоснабжения района - недостаток питьевой воды надлежащего качества и аварийное состояние водопроводных сетей, малые мощности и размещение водозаборов в зоне промышленных, хозяйственно-бытовых стоков. В связи с чем в Адресную инвестиционную программу Республики Карелия были включены мероприятия, такие как строительство водопроводных сетей в п. Салми и п. Мийнала, строительство водопровода в Восточном поселке.

Отсутствие достаточных средств на проведение ремонтных работ, замену и реконструкцию оборудования приводит также и к снижению параметров работы канализационных очистных сооружений, разрушению сооружений, вплоть до их полного вывода из эксплуатации. Особенно это касается некрупных очистных сооружений в сельских поселениях, а в г. Питкяранта еще и недостаточная очистка сточных вод, которая связана с неудовлетворительной работой системы ливневой канализации сбрасываемых предприятиями и организациями города в Ладожское озеро, что приводит к загрязнению поверхностных водных объектов.

В связи с этим решение одной из основных проблем оздоровления экологической обстановки района связано с модернизацией очистных сооружений водозабора и повышением степени очистки сбрасываемых сточных вод, очистка акватории и водоохранных зон, благоустройство прибрежной полосы и охрана от загрязнения рек и водоемов, а также подземных вод на территории района, содействие внедрению на предприятиях города эффективных водосберегающих технологий.

2. Охрана атмосферного воздуха

Качество атмосферного воздуха является одним из факторов, формирующих состояние окружающей среды и здоровье населения района. Загрязнение атмосферного воздуха складывается из выбросов загрязняющих веществ промышленных предприятий и выбросов автотранспорта. На уровень загрязнения воздушного бассейна оказывает влияние и степень благоустройства населенных пунктов (состояние дорог, газонов, количество зеленых насаждений, своевременная уборка городской территории и т.д.), а также источниками загрязнения атмосферного воздуха являются несанкционированные свалки, контейнерные и строительные площадки, сжигание отходов и опавшей листвы, горение торфа и т.п.

Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха и атмосферных осадков на территории Питкярантского муниципального района не проводятся в ввиду отсутствия контролирующих стационарных постов.

Основным загрязнителем атмосферного воздуха на территории района является ОАО «Целлюлозный завод «Питкяранта», но в связи с проведением мероприятий по достижению нормативов предельно-допустимых выбросов и предельно-допустимых сбросов, включенных в республиканскую целевую программу «Экология и природные ресурсы Республики Карелия на 2004-2010 годы», а именно реконструкции содорегенерационного котла № 1 и выпарной станции, прослеживается тенденция к снижению выбросов загрязняющих веществ. Так, например, выбросы сульфата натрия в атмосферу с 2006 года сократились на 487,5 т/год.

Проводятся природоохранные мероприятия, связанные с деятельностью предприятий горнодобывающей промышленности, так например в 2008 году в ОАО «Питкярантском карьероуправлении» проведена реконструкция аспирационных систем дробильно-сортировочного цеха (с достижением эффективности работы 90-95 %), в ОАО «КУ «Мосавтодор» в качестве второй ступени пылеочистки установлены групповые циклоны на аспирационные системы с эффективностью очистки до 96,7 %.

В то же время крайне актуальной является проблема загрязнения воздуха выбросами от передвижных источников и, в первую очередь, от автотранспорта. Это связано, прежде всего, с увеличением численности автомобильного парка в основном за счет устаревших и изношенных транспортных средств, а также отсутствием регулярного контроля за содержанием загрязняющих веществ в отработавших газах автомобилей и других передвижных источников.

Возросшее количество несанкционированных свалок, на которых периодически происходят возгорания отходов, приводит к поступлению в атмосферу газообразных продуктов распада и горения твердых бытовых отходов (метан, аммиак и прочее), что является также одной из причин загрязнения атмосферного воздуха.

3. Охрана и рациональное использование земельных ресурсов.

Индекс промышленного освоения территории Питкярантского района выше среднего по Республике Карелия (3,8%) и составляет 7,5. В структуре оборота организаций по видам экономической деятельности прослеживается центральное положение промышленных производств (порядка 80%): обрабатывающего и добывающего. Также значительный вклад (9%) вносит сельское хозяйство и лесное хозяйство.

Экономика района основана на добыче и «неглубокой» переработке собственных природных ресурсов, что оказывает негативное влияние на геологическую и окружающую природную среду, содействует активизации экзогенных геологических процессов, изменению физико-механических свойств и состава почв, подземных и поверхностных вод. От того, каким образом осваивается и восстанавливается природно-ресурсный потенциал района, зависит как качество среды жизнедеятельности населения и его потомков в будущем, так и рост доходов.

Основными целями в области охраны земельных ресурсов является также решение проблем по обращению с отходами производства и потребления, т.к. поверхностные накопления отходов наносят большой ущерб флоре и фауне, влияя на динамичное развитие биосферы. К примеру, в почве, самоочищение которой происходит медленно, накапливаются токсичные вещества, что приводит к изменению не только их химического состава, но и состава грунтовых вод и в конечном итоге отрицательно влияет на качество жизни человека.

4. Отходы производства и потребления

Основным приоритетом в области охраны окружающей среды от загрязнений отходами производства и потребления является минимизация их образования, переработка и вторичное использование. Это - организация селективного сбора мусора с выделением ценных компонентов, их вторичного использования в производстве, уменьшение объема твердых бытовых отходов, складируемых на полигонах и свалках, применение высокоэффективных технологий мусоропереработки.

В настоящее время основная масса твердых бытовых отходов без разделения на компоненты вывозится и складируется на открытых свалках, большинство из которых не соответствуют требованиям природоохранного и санитарного законодательства: отсутствуют санитарно-защитные зоны, системы отвода и очистки дождевых вод и фильтрата свалок, водоупорные экраны и т. д. В связи со сложными геолого-гидрологическими условиями территории района свалки размещаются в местах, не препятствующих загрязнению подземных вод. На большинстве свалок не соблюдается технология захоронения отходов, не ведется учет поступающих промышленных отходов, отсутствует постоянный мониторинг.

Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации твердых отходов приводит к увеличению их объемов, размеров занимаемой ими территории, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоемов и подземных вод, атмосферного воздуха.

Для дальнейшего ограничения негативного влияния накопленных и образованных отходов на окружающую среду необходимо: обеспечение субъектами хозяйственной деятельности максимального снижения объемов образования отходов, проектирование и строительство существующих полигонов твердых бытовых отходов, а в последствии и мусоросортировочных пунктов, ликвидация стихийных и неорганизованных свалок отходов. Необходим также постоянный контроль за негативным воздействием мест захоронения отходов на состояние окружающей среды. Число несанкционированных свалок трудно установить в связи со стихийностью их образования и расположения. Большая часть несанкционированных свалок приходится на территорию, прилегающую к садоводческим образованиям. Все они по санитарно-техническому состоянию не отвечают санитарным требованиям и не стоят на балансе коммунальных предприятий. Одной из причин появления несанкционированных свалок является недостаточное количество специально оборудованных и официально отведенных мест для временного складирования твердых и жидких бытовых отходов (урн, контейнеров, выгребных ям и т. п.), недостаточная мощность и обеспеченность специализированной техникой и кадрами соответствующих служб.

Угрозой обеспечения экологической и биологической безопасности представляют также действующие и законсервированные биотермические ямы и скотомогильники на территории района. Необходимо их обустройство и поддержание санитарного состояния в соответствии с «Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 04.01.1996 г. № 13-7-2/469.

На территории Питкярантского муниципального района существует проблема утилизации и захоронения промышленных отходов, а именно осадка канализационных очистных сооружений. В рамках реализации Инвестиционной программы ОАО «Целлюлозный завод «Питкяранта» по обеспечению экологической безопасности окружающей среды и населения предполагается модернизация котлов – утилизаторов и переход на сухое золоудаление, в настоящее время выполнен I этап работ: оценка технических мероприятий, расчет теплового баланса и определение необходимой мощности котла-утилизатора. При этом возникнет необходимость решения вопроса по месту складирования золы от сжигания.

5. Благоустройство, озеленение г. Питкяранта и сельских населенных пунктов, санитарно-защитные и рекреационные зоны населенных пунктов района.

Неоценима рекреационная, эстетическая и оздоровительная роль лесов, лесопарков и зеленых насаждений, как идеального места отдыха жителей района.

Так, например, площадь зеленых насаждений общего пользования в г. Питкяранта составляет 179,0 тыс. кв. м. Значительная часть зеленых насаждений расположена в центральной городской застройке и относится к старовозрастным, что способствует созданию аварийных ситуаций и требует регулярной вырубки деревьев во дворах, детских учреждениях, а высадка новых деревьев и кустарников практически не осуществляется. Следует отметить также тенденцию безответственного отношения горожан к зеленым насаждениям (парковка автомашин на газонах, увеличение свалок в лесопарках, на прибрежных территориях, самовольная вырубка деревьев и т.д.). На протяжении последних лет на предприятиях произошли процессы изменения технологий и сокращения объемов производства, в связи с чем не решаются или решаются неудовлетворительно вопросы по созданию санитарно-защитных зон предприятий. Все это обуславливает необходимость организации системных мероприятий по реконструкции и поддержанию объектов озеленения и санитарно-защитных зон предприятий.

В целом район обладает значительным рекреационным потенциалом. Своеобразный пейзаж с большим количеством озер (около 200) обеспечивает урочищам высокую эстетическую ценность, а также большая изрезанность побережья Ладоги, выходы коренных пород с петрофитными мхово – лишайниковыми сообществами. Однако в силу влияния экономических факторов, исторических традиций, проблем транспортной доступности и т. д. привело к недостаточно полному использованию рекреационных ресурсов района.

Ландшафт района издавна пользуется широкой популярностью, как зона познавательного и водного туризма, любителей рыболовства и охоты. В условиях небольшого расчленения рельефа, наличие широких межселевых понижений с преимущественно сосновым лесом возможна организация сезонных многоместных палаточных лагерей, строительство рекреационных сооружений круглогодичного действия

Таким образом, территория Питкярантского муниципального района перспективна в плане рекреационного развития, как зона организации активных видов отдыха и создания многофункционального туристско-рекреационного комплекса.

6. Экологическое образование и воспитание

Несмотря на возрастающий интерес населения и общественных организаций к проблемам охраны окружающей среды, общий уровень общественного экологического сознания, экологической культуры и активность практической деятельности горожан остаются низкими и малоэффективными. Решение всего комплекса экологических проблем неразрывно связано с экологическими знаниями человека, уровнем сформированности его экологической культуры. Поэтому экологическое просвещение населения является одним из условий стабилизации и улучшения экологической обстановки в районе. Вследствие этого одним из главных направлений Программы является повышение уровня экологического сознания общества и компетентности населения в области природоохранных знаний через реализацию практических и просветительских мероприятий, начиная с детей младшего, среднего школьного возраста, подростков, молодежи и других слоев населения. Формирование экологической культуры населения, повышение уровня экологического воспитания и образования особенно в детском и подростковом возрасте являются залогом ответственного отношения граждан к окружающей среде в перспективе.

Важную роль в системе непрерывного экологического образования играют образовательные учреждения района, в которых осуществляется реализация образовательных программ экологической направленности. Так, например, в средних общеобразовательных школах п. Салми, п. Ляскеля, д. Хийденсельга, д. Ряймеля в течение учебного года проходили внутришкольные и районные конференции, на которых школьники поделились со своими сверстниками находками и открытиями в природоохранной деятельности. Объектами исследования учащихся становятся вода, воздух, окружающая среда населенных пунктов. Тема экологии города Питкяранта находится в поле зрения экологического образования учеников средних общеобразовательных школ № 1 и № 2 города Питкяранта.

В образовательных учреждениях работают кружки «Краеведение», туристические клубы, организуются экспедиции, результатом которых стало создание учебно-исследовательского проекта «На побережье Ладоги». Экологическое образование и воспитание осуществляется через проведение туристических слетов, конкурсов рисунков и плакатов на тему «Защити природу», организацию акции «Чистое окружение».

Включение в Программу мероприятий, направленных на развитие системы экологического воспитания и образования населения, позволит расширить круг обучаемых детей и подростков, сформировать их экологическую культуру.

7. Особо охраняемые природные территории

Природа Питкярантского муниципального района неповторима и своеобразна и представляет собой грядово-холмистую, лесисто-болотистую местность с густой сетью рек и озер. Район расположен на северо-восточном берегу крупнейшего в Европе Ладожского озера, берег которого значительно изрезан заливами. Ладожский шхерный природный комплекс представляет собой множество островов, мысов, заливов и проливов. Для сохранения природно-ландшафтного комплекса планируется создание особо охраняемой территории – национального парка «Ладожские шхеры».

II. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Улучшение экологической обстановки на территории Питкярантского муниципального района, предупреждение и минимизация негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и на здоровье населения.

Обеспечение потребностей населения района, субъектов хозяйственной и иной деятельности в водных ресурсах надлежащего качества, в требуемом объеме и в заданном режиме.

Осуществление технического перевооружения предприятий с целью сокращения сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод, сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Улучшение санитарного состояния территории населенных пунктов Питкярантского муниципального района. Предотвращение и ликвидация вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду. Снижение объема образования и увеличение объема вторично использованных отходов.

Улучшение средообразующих, эстетических и рекреационных качеств зеленых насаждений населенных пунктов Питкярантского муниципального района. Формирование комплекса природных и озелененных городских и сельских территорий, увеличение площади зеленого фонда и улучшение его состояния и состава.

Улучшение экологической обстановки за счет формирования у населения общей и экологической культуры, повышения роли населения и общественных организаций в оздоровлении окружающей среды, совершенствования системы экологического просвещения.

Раздел 1. Охрана и рациональное использование водных ресурсов

Целью раздела является улучшение качества питьевой воды, охрана и рациональное использование водных объектов, сокращение сброса неочищенных ливневых и промышленных стоков, обеспечение эффективной санитарной защиты водозаборов и другие.

Решение проблемы обеспечения населения Питкярантского муниципального района качественной питьевой водой является комплексным и опирается на решение технических вопросов.

Реализация мероприятий позволит значительно улучшить качество питьевой воды, подаваемой населению. Залив Ладожского озера служит как источником водоснабжения, так и приемником очищенных стоков. Поэтому качество очищенных сточных вод должно быть на уровне качества вод озера. В связи с этим для улучшения качества сбрасываемых сточных вод в разделе предусмотрены мероприятия по реконструкции канализационных очистных сооружений (КОС).

В разделе предусматривается выполнение мероприятий, в том числе:

- организация очистки потока конденсатов выпарного цеха ОАО «ЦЗ «Питкяранта»;

- установка новых фильтров для очистки шламовых вод цеха каустизации и регенерации извести на ОАО «ЦЗ «Питкяранта»;

-разработка проектно-сметной документации на водоснабжение и строительство водоочистных сооружений в п. Ляскеля;

- реконструкция водозабора в д. Ряймеля;

- ремонт водонапорной башни д. Керисюрья;

- строительство водопровода в Восточном поселке г. Питкяранта;

- и другие мероприятия.


Раздел 2. Охрана атмосферного воздуха

Задача снижения загрязнения атмосферного воздуха решается путем обеспечения максимального снижения выбросов вредных веществ в атмосферу ОАО «ЦЗ «Питкяранта».

В разделе предусматривается выполнение мероприятий, в том числе:

- внедрение энергосберегающей технологии варки с «холодной» разгрузкой варочных котлов.

В результате реализации мероприятия сокращение выбросов сероводорода в атмосферу составит на 144,422 т/год меньше, а метилмеркаптана – на 8,915 т/год.

Раздел 3. Охрана и рациональное использование земельных ресурсов

Основные мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов в Программе направлены на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду деятельности при складировании и захоронении промышленных отходов, а также осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности. В данный раздел входят следующие мероприятия:

- рекультивация участка складирования осадка канализационных очистных сооружений для ОАО «Целлюлозный завод «Питкяранта»,

- разработка градостроительных планов городского и сельских поселений района.

Раздел 4 Отходы производства и потребления.

Негативное влияние отходов на окружающую среду, выражающееся в захламлении земель, лесов и зеленой зоны населенных пунктов, ухудшении санитарного состояния городских и сельских территорий, а также проблема утилизации и захоронения промышленных и бытовых отходов требуют создания рациональной системы управления отходами, реформирование структур управления отходами.

Раздел Программы состоит из мероприятий, основными из которых являются:

- реализация проекта на ОАО «Целлюлозный завод «Питкяранта» сжигания осадка канализационных очистных сооружений в котле-утилизаторе совместно с корой и древесными отходами;

- проектирование и строительство в Питкярантском муниципальном районе полигонов твердых бытовых отходов в п. Импилахти и на 116 км автодороги Олонец-Сортавала;

- оформление правоустанавливающей документации на биотермические ямы (скотомогильники), проведение работ по их обустройству и содержанию,

- установка дополнительных емкостей для сбора отходов, выгребных ям, дополнительных мест для временного хранения отходов в поселениях,

- проведение мероприятий по экокартированию (выявление неучтенных мест загрязнения);

- заключение договоров на вывоз отходов с частным сектором, с дачных кооперативов и т. п.,

- ликвидация несанкционированных свалок в лесных и водоохранных зонах Ладожского озера и рек в населенных пунктах района;

- другие мероприятия.

Раздел 5. Благоустройство, озеленение г. Питкяранта и сельских населенных пунктов, санитарно-защитные и рекреационные зоны населенных пунктов района

Озелененные территории являются неотъемлемой частью городской застройки и имеют большое санитарно-гигиеническое, эстетическое, ландшафтно-архитектурное, рекреационное значение. Зеленые насаждения парков, скверов, территорий жилой и промышленной застройки находятся в сложных экологических условиях и испытывают воздействие высоких концентраций выбросов промышленных предприятий, транспорта, действие антропогенно измененных почвенно-климатических условий. Имеют место несанкционированный снос зеленых насаждений, недостатки в организации проведения озеленительных работ и дальнейшего ухода за высаженным материалом, а также хаотичный характер посадочных работ. В настоящее время требуется благоустройство, озеленение существующих парковых зон путем их реконструкции и восстановления.

Раздел состоит из мероприятий, в том числе:

- благоустройство лесопарка, парков и скверов, аллей, рабаток, клумб в населенных пунктах района;

- участие в ежегодном республиканском конкурсе по благоустройству и озеленению территорий;

- разработка проекта организации и благоустройства санитарно-защитной зоны предприятия;

- другие мероприятия.

Раздел 6. Экологическое образование и воспитание

В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов в Питкярантском муниципальном районе большое внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию.

Данный раздел Программы определяет направления работы и конкретные мероприятия по совершенствованию и развитию экологического воспитания, образования, просвещения. Основными направлениями раздела являются - практическая деятельность предприятий, организаций и населения города в области экологического образования и просвещения.

Важную роль в системе непрерывного экологического образования играют образовательные учреждения города, в которых осуществляется реализация образовательных программ экологической направленности, проводятся научные конференции и семинары, работают кружки и клубы.

Одной из наиболее популярных форм эколого-просветительской деятельности являются практические экологические акции. Запланированные в рамках раздела акции по уборке территорий, по озеленению участков благотворно влияют на отношение населения к окружающей природе. Значимыми мероприятиями раздела являются:

- разработка документов по экологической политике Питкярантского городского поселения,

- проведение экологических акций по озеленению территорий,

- проведение экологических акций, десантов по уборке и благоустройству городских территорий и водоохранных зон Ладожского озера и рек в населенных пунктах района,

- организация и проведение конкурса на лучший школьный двор,

- организация и проведение конкурса образовательных учреждений по разработке экологических маршрутов на территории Питкярантского района,

- организация и проведение конкурса общественных инициатив по благоустройству центральной площади в г. Питкяранта.

Данные мероприятия являются эффективным средством привлечения внимания населения города к экологическим проблемам, результативной формой взаимодействия с общественностью, так как в их организации и проведении принимают участие органы местного самоуправления, общественные организации, учреждения образования и культуры, средства массовой информации.

Реализация комплекса мероприятий данного раздела станет шагом на пути формирования экологически ориентированного общественного мнения и сознания горожан, так как процесс экологического образования и воспитания - длительный процесс, не позволяющий получать действенные и ощутимые результаты в сравнительно короткие сроки.

Раздел 7. Особо охраняемые природные территории

Мероприятия данного раздела направлены на дальнейшее развитие сети особо охраняемых природных территорий на территории Питкярантского муниципального района, а также сохранение уникальных ландшафтов северного Приладожья, в связи с чем планируется создание условий и максимальное содействие включению части территории Питкярантского района в национальный парк «Ладожские шхеры».

III. Мероприятия Программы оздоровления экологической

обстановки Питкярантского муниципального района

на 2009-2013 гг.

 

 

п/п

Природоохранное мероприятие

Ожидаемый результат

Сроки выполнения

Стоимость

мероприятия (тыс. руб.)

Финансирование, тыс. руб. по годам

Предприятие, учреждение, отвечающие за выполнение мероприятия

2009

2010

2011

2012

2013

1. Охрана и рациональное использование водных ресурсов

1.1

Организация очистки потока конденсатов выпарного цеха (выпуск № 1)

Снижение нагрузки на водоем

*2011-2015 г.

25000,0

-

-

3000,0

3000,0

3000,0

ОАО «ЦЗ «Питкяранта»

1.2

Установка новых фильтров для очистки шламовых вод цеха каустизации и регенерации извести (выпуск № 2)

Ликвидация сброса сточных вод по выпуску № 2

*2007-2011 г

13000,0

500,0

500,0

696,0

-

-

ОАО «ЦЗ «Питкяранта»

1.3

Строительство очистных сооружений бытовых и дождевых стоков

Снижение сброса взвешенных веществ в водоем

2009

24000,0

24000,0

-

-

-

-

ОАО «Питкярантское карьероуправление»

 

1.4

 

Строительство карьерного водоотлива с прудом-отстойником

 

 

Снижение сброса взвешенных веществ в водоем

2009

4000,0

4000,0

-

-

-

-

ОАО «Питкярантское карьероуправление»

 

1.5

Строительство системы оборотного водоснабжения мойки автомобилей

Уменьшение
количества
сбрасываемых
загрязняющих
веществ в
водоем

2009

100,0

100,0

-

-

-

-

ОАО «Питкярантское карьероуправление»

 

1.6

Строительство очистных сооружений дождевых стоков склада топлива

Снижение сброса взвешенных веществ в водоем

2009

100,0

100,0

-

-

-

-

ОАО «Питкярантское карьероуправление»

 

1.7

Разработка проектно-сметной документации водоочистных сооружений в д. Рауталахти, д. Хийденсельга, п. Харлу, д. Ряймеля

 

Улучшение качества питьевой воды

2009-2013

согласно сметам на проектирование

 

 

 

-

-

-

-

-

администрация Салминского сельского поселения, МУП ЖКХ «Ладога-2», администрация Харлуского сельского поселения, администрация Ляскельского сельского поселения

1.8

Разработка проектно-сметной документации на водоснабжение и строительство водоочистных сооружений в п. Ляскеля

Улучшение качества питьевой воды

2009-2010

 

1800,0

 

1800,0

-

-

-

-

администрация Ляскельского сельского поселения

1.9

Ремонт водонапорной башни д. Керисюрья

Обеспечение жителей питьевой водой надлежащего качества

2009

 

124,0

 

124,0

-

-

-

-

администрация Ляскельского сельского поселения

1.10

Реконструкция водозабора в д. Ряймеля

Улучшение качества питьевой воды

2009 г

500,0

500,0

-

-

-

-

администрация Салминского сельского поселения, МУП ЖКХ «Ладога-2»

1.11

Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт водопровода в п. Рауталахти, д. Янис

 

Улучшение качества питьевой воды

2010 -2012

согласно сметы на проектирование

 

-

-

-

-

-

администрация Харлуского сельского поселения, администрация Ляскельского сельского поселения

1.12

 

Разработка проекта обустройства зон санитарной охраны действующих водозаборов подземных и поверхностных водоисточников п. Хийденсельга, п. Янис, п. Ляскеля, п. Харлу, д. Рауталахти

 

 

Охрана водных ресурсов

2010-2012

 

 

 

 

 

 

согласно сметы на проектирование

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

администрация Харлуского сельского поселения, администрация Ляскельского сельского поселения

1.13

 

 

Разработка проекта капитального ремонта канализационных очистных сооружений

д. Рауталахти

 

 

Снижение сброса взвешенных веществ в водоем

2011 г

700,0

-

-

700,0

-

-

администрация Харлуского сельского поселения

1.14

Строительство водопровода в Восточном поселке г. Питкяранта

Улучшение водоснабжения и качества питьевой воды

 

 

 

2009 -2010

по проекту: 4500 тыс. руб.

3200,0

1300,0

-

-

-

администрация Питкярантского городского поселения, средства Адресной инвестиционной программы
Республики Карелия

1.15

Восстановление системы ливневой
канализации в г. Питкяранта

Уменьшение
сброса
неочищенных
сточных вод в Ладожское озеро

 

2009-2010

60,0

60,0

 

-

-

-

-

администрация Питкярантского городского поселения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Охрана атмосферного воздуха

2.1

Внедрение энергосберегающей технологии варки RDH с «холодной» разгрузкой варочных котлов

Снижение выбросов сероводорода и метилмеркаптана

*2006-2010

241900,0

Определяется по финансовому состоянию предприятия

Определяется по финансовому состоянию предприятия

-

-

-

ОАО «ЦЗ «Питкяранта»

 

3. Охрана и рациональное использование земельных ресурсов

3.1

Рекультивация участка складирования осадка КОС

Восстановление земель

2011-2012

3000,0

-

-

1000,0

2000,0

-

 

ОАО «ЦЗ «Питкяранта»

3.2

Разработка градостроительного плана Питкярантского городского поселения

 

 

 

 

осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности

 

 

2 квартал 2009 г.

3500,0

2300,0

-

-

-

-

Бюджет Республики Карелия, бюджет Питкярантского городского поселения

3.3

Разработка градостроительных планов сельских поселений

 

  1. Салминское сельское поселение

 

  1. Харлуское сельское поселение

 

  1. Ляскельское сельское поселение

осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности

 

 

 

 

 

1. 2009-2011 гг.

 

2. 2010-2011 гг.

 

3. 2009-2012

 

 

 

 

 

3000,0

 

 

1000,0

 

 

5000,0

 

 

 

 

 

500,0

 

 

-

 

 

2000,0

 

 

 

 

 

1500,0

 

 

500,0

 

 

3000,0

 

 

 

 

 

1000,0

 

 

500,0

 

 

-

 

 

 

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

 

 

 

-

 

 

-

 

 

-

Бюджет Республики Карелия, бюджеты сельских поселения Питкярантского муниципального района

 

4. Отходы производства и потребления

 

4.1

Модернизация котлов-утилизаторов с переходом на сухое золоудаление

Ликвидация сброса сточных вод по выпуску № 3, снижение объема складирования отходов

*2010 г.

356920,0

Определяется по финансовому состоянию предприятия

Определяется по финансовому состоянию предприятия

-

-

-

ОАО «ЦЗ «Питкяранта»

4.2

Проектирование полигона ТБО п. Импилахти

Снижение
негативной
нагрузки на
окружающую
среду

2009 г.

800,0 тыс. руб.

800,0

-

-

 

 

Администрация Питкярантского муниципального района

4.3

Строительство полигона ТБО п. Импилахти

Снижение
негативной
нагрузки на
окружающую
среду

 

2009-2012 гг.

По проекту

-

-

-

-

-

Администрация Питкярантского муниципального района

4.4

Оформление землеустроительного дела, постановка на кадастровый учет земельного участка под полигон ТБО на 116 км автодороги Олонец-Сортавала

Оформление правоустанавливающей документации

2009 г

100,0

100,0

-

-

-

-

Администрация Питкярантского муниципального района

4.5

Проектирование полигона ТБО на 116 км автодороги Олонец-Сортавала

Снижение
негативной
нагрузки на
окружающую
среду

2010-2011

1500,0

-

750,0

750,0

-

-

Администрация Питкярантского муниципального района

 

 

4.6

 

Строительство полигона ТБО на 116 км автодороги Олонец-Сортавала

 

 

 

 

Снижение
негативной
нагрузки на
окружающую
среду

2011-2015

По проекту

-

-

-

-

-

Администрация Питкярантского муниципального района

4.7

Оформление отводов, землеустроительных дел и постановка на кадастровый учет земельных участков для размещения свалок отходов производства и потребления в поселениях

Оформление правоустанавливающей документации на ОРО

2010-2011

300,0

-

150,0

150,0

-

-

Администрация Питкярантского муниципального района, хозяйствующие субъекты

4.8

Оформление отводов, землеустроительных дел и постановка на кадастровый учет земельных участков под биотермические ямы в поселениях

Оформление правоустанавливающей документации, обеспечение экологической безопасности

2010-2011

550,0

-

250,0

300,0

-

-

Администрация Питкярантского муниципального района, хозяйствующие субъекты

4.9

Проведение работ по устройству и содержанию скотомогильников (биотермических ям) на территории Питкярантского муниципального района

Обеспечение биологической безопасности населения

2010-2013

600,0

-

200,0

200,0

200,0

-

Администрация Питкярантского муниципального района, хозяйствующие субъекты

4.10

Организация сбора и вывоза отходов с частного сектора, дачных кооперативов

Обеспечение экологической безопасности, санитарная очистка территорий

2009-2013

-

-

-

-

-

-

УК «Ладога», администрация Питкярантского городского поселения, администрация Харлуского сельского поселения, администрация Ляскельского сельского поселения, администрация Импилахтинского сельского поселения

4.11

Ликвидация несанкционированных свалок в лесных и водоохранных
зонах Ладожского озера и рек в населенных пунктах района

 

  1. Салминское сельское поселение

  2. Харлуское сельское поселение

  3. Ляскельское сельское поселение

Снижение
негативной
нагрузки на
окружающую
среду, улучшение
состояния
окружающей
среды

2009-2013

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 50,0

 

2. 50,0

 

3. 100,0

 

 

 

 

 

 

 

 

10,0

 

10,0

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

10,0

 

10,0

 

300,0

 

 

 

 

 

 

 

 

10,0

 

10,0

 

300,0

 

 

 

 

 

 

 

 

10,0

 

10,0

 

200,0

 

 

 

 

 

 

 

 

10,0

 

10,0

 

200,0

администрация Питкярантского муниципального района, администрация Салминского сельского поселения, УК «Ладога», администрация Харлуского сельского поселения, администрация Ляскельского сельского поселения, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, организации и учреждения, общественные организации

4.12

Проведение мероприятий по экокартированию (выявление неучтенных мест загрязнения, нанесение на карту предприятия)

Обеспечение экологической безопасности, санитарная очистка территорий

2009 г.

10,0

10,0

-

-

-

-

МУП «Благоустройство»

4.13

Установка дополнительных емкостей для сбора отходов, выгребных ям, дополнительных мест для временного хранения отходов в поселениях

 

1. Питкярантское городское поселение

2. Салминское сельское поселение

3. Харлуское сельское поселение

4. Ляскельское сельское поселение

санитарная очистка территорий

2009-2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 750,0

 

2. 130,0

 

3. 50,0

 

4. 300,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

150,0

 

65,0

 

10,0

 

60,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

150,0

 

15,0

 

10,0

 

60,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

150,0

 

20,0

 

10,0

 

60,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

150,0

 

20,0

 

10,0

 

60,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

150,0

 

10,0

 

10,0

 

60,0

Администрация Питкярантского городского поселения, администрация Салминского сельского поселения, администрация Харлуского сельского поселения, администрация Ляскельского сельского поселения, предприятия жилищно-коммунального хозяйства

4.14

Выбор участка под размещение мусоросортировочного пункта на территории района

 

Снижение
негативной
нагрузки на
окружающую
среду

2009 г

-

-

-

-

-

-

Администрация Питкярантского муниципального района, администрация Питкярантского городского поселения

 

5. Благоустройство, озеленение г. Питкяранта и сельских населенных пунктов, санитарно-защитные и рекреационные зоны населенных пунктов района

5.1

Снос аварийных деревьев с
утилизацией порубочных
остатков, уборка упавших
деревьев, формовочная
обрезка и посадка зеленых
насаждений на улицах,
в парках, аллеях населенных пунктов

 

1. Питкярантское городское поселение

2. Салминское сельское поселение

3. Харлуское сельское поселение

4. Ляскельское сельское поселение

Улучшение
экологической
обстановки и
эстетической
ценности
территорий

 

2009-2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 900,0

 

2. 20,0

 

3. 25,0

 

4. 350,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

300,0

 

3,0

 

5,0

 

100,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

300,0

 

5,0

 

5,0

 

100,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

300,0

 

5,0

 

5,0

 

100,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

3,0

 

5,0

 

100,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

4,0

 

5,0

 

100,0

Администрация Питкярантского городского поселения, Администрация Салминского сельского поселения, администрация Харлуского сельского поселения, администрация Ляскельского сельского поселения, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, привлеченные средства

5.2

Благоустройство
скверов, парков, улиц
населенных пунктов

 

1. Питкярантское городское поселение

2. Салминское сельское поселение

3. Харлуское сельское поселение

4. Ляскельское сельское поселение

Улучшение
экологической
обстановки,
эстетической
ценности
территорий

2009-2013

 

 

 

 

1. 300,0

 

2. 60,0

 

3. 50,0

 

4. 500,0

 

 

 

 

-

 

8,0

 

10,0

 

100,0

 

 

 

 

100,0

 

10,0

 

10,0

 

100,0

 

 

 

 

100,0

 

15,0

 

10,0

 

100,0

 

 

 

 

100,0

 

15,0

 

10,0

 

100,0

 

 

 

 

-

 

12,0

 

10,0

 

100,0

Администрация Питкярантского городского поселения, Администрация Салминского сельского поселения, администрация Харлуского сельского поселения, администрация Ляскельского сельского поселения, общественные организации, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, привлеченные средства

5.3

Участие в ежегодном республиканском конкурсе по благоустройству и озеленению территорий

Улучшение
экологической
обстановки,
эстетической
ценности
территорий

2009-2012

Средства бюджета РК

-

-

-

-

-

Администрации Питкярантского городского поселения, сельских поселений

5.4

Проведение лабораторного обследования приземных концентраций на границе санитарно-защитных зон и в зоне жилой застройки

Обеспечение безопасности населения, уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух

 

 

2009-2013

200,0

40,0

40,0

40,0

40,0

40,0

ОАО «Питкярантское карьероуправление»

 

5.5

Разработка проекта организации и благоустройства санитарно-защитной зоны предприятия

Обеспечение безопасности населения, уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух

2009-2010

1000,0

450,0

550,0

-

-

-

ОАО «Целлюлозный завод «Питкяранта»

6. Экологическое образование и воспитание

 

6.1

Разработка документов по экологической политике Питкярантского городского поселения

Улучшение
состояния
окружающей
среды

2009 г

по проекту

-

-

-

-

-

Администрация Питкярантского городского поселения

6.2

Проведение экологических
акций по озеленению
территорий
(посадка деревьев и
кустарников)

 

 

 

Улучшение
экологической
обстановки,
эстетической
ценности
территорий

Ежегодно весна-осень

-

-

-

-

-

-

МУ «Центр культуры, спорта и туризма», общественные организации

6.3

Проведение экологических
акций, десантов по уборке и
благоустройству городских
территорий и водоохранных
зон Ладожского озера и рек в населенных пунктах района

Формирование
ответственного отношения
жителей
к состоянию
окружающей
среды.
Улучшение
состояния
окружающей
среды

Ежегодно весна-осень

-

-

-

-

-

-

Администрация Питкярантского муниципального района, МУ «Центр культуры, спорта и туризма», общественные организации

6.4

Конкурс общественных инициатив по благоустройству центральной площади в г. Питкяранта

Улучшение
экологической
обстановки и
эстетической
ценности
территорий

2010 г

-

-

-

-

-

-

МУ «Центр культуры, спорта и туризма», общественные организации

6.5

 

 

 

Организация и проведение конкурса на лучший школьный двор

 

 

 

 

 

 

 

Создание благоприятных условий окружающей среды в микрорайоне школы

2009-2013

-

-

-

-

-

-

общеобразовательные учреждения, МУ «Центр культуры, спорта и туризма», общественные организации

6.6

 

Конкурс образовательных учреждений по разработке экологических маршрутов на территории Питкярантского района

 

 

 

 

Воспитание
детей и
подростков
путем
привлечения
к
практической
деятельности

2011

-

-

-

-

-

-

Администрация Питкярантского муниципального района, МУ «Центр культуры, спорта и туризма», общеобразовательные учреждения

6.7

Информирование населения об объектах промышленной и хозяйственной деятельности, оказывающих негативное влияние на окружающую среду и являющихся угрозой экологической безопасности населения района

Информирование
населения в
области
охраны
окружающей
среды и
экологии

Постоянно, раз в полгода

-

-

-

-

-

-

Постоянная комиссия Совета депутатов Питкярантского муниципального района по законности, правопорядку и экологической безопасности

7. Особо охраняемые природные территории

 

7.1

Создание условий и максимальное содействие включению части территории Питкярантского района в национальный парк «Ладожские шхеры

 

Сохранение уникальных ландшафтов

2009-2010

-

-

-

-

-

-

Министерство природных ресурсов

 

 

 

* - сроки выполнения мероприятий указаны в соответствии с Планами мероприятий по достижению допустимых нормативов сбросов, выбросов и лимитов складирования отходов, утвержденными в составе соответствующих проектов, в настоящее время в связи со сложной финансовой обстановкой требуют корректировки

 

 
< Пред.   След. >

Администрация Питкярантского муниципального района. © 2010-2018

[ design-cibox ]